Марина Позднякова
Календарно-тематическое планирование занятий по программе «Подготовка к чтению и письму в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Актуальность разработки программы обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и письму на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы.
Публикация «Календарно-тематическое планирование занятий по программе „Подготовка к чтению и письму в старшей группе“» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Новизна. Направлено на освоение новых для детей способов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, письма, на осознание связей и зависимостей.
Календарно – тематическое планирование занятий
№
п/п Тема занятий Планируемая дата проведения Фактическая дата проведения
1 Речь (устная и письменная) - общее представление. Написание длинной и короткой линией с закруглением внизу и вверху 05.09.
2 Различение на слух звуков. Знакомство с разлиновкой тетради. 19.09
3 Текст. Составление предложений по картинкам времена года. Узкая строка. Письмо прямых - коротких линий. Считалки. 03.10
4 Звук[а] и буква А Написание буквы А,а 17.10
5 Предложение. Звук[о]и буква О. Написание строчной буквы О. 31.10
6 Предложение. Звук[у]и букваУ. Написание строчной буквы У. 14.11
7 Слог. Звук[c]и букваС. Написание строчной буквы С. 28.11
8 Игра «Найди букву». Звук[м]и букваМ. Написание буквы М. 12.12
9 Звук[л]и букваЛ. Написание строчных букв Л. 26.12
10 Звук[п]и буква П.
Чтение слогов. Написание буквы П. 09.01
11 Звук[т]и буква Т.
Чтение слогов и слов. Написание буквы Т. 23.01
12 Звук[и]и буква И.
Чтение слогов и слов. Написание буквы И. 06.02
13 Звук[ш]и букваШ.
Чтение слогов и слов.
Написание буквы Ш. 20.02
14 Звук[к]и букваК.
Чтение слогов и слов.
Написание буквы К. 06.03
15 Звук[х]и букваХ.
Чтение слогов и слов.
Написание буквы Х. 20.03
16 Звук[н]и букваН.
Чтение слогов и слов.
Написание буквы Н. 03.04
17 Звук[в]и букваВ.
Чтение слогов и слов.
Написание буквы В. 17.04
18 Повторение и закрепление пройденного. 08.05
Содержание изучаемого курса
№ Тема Программное содержание Методические приемы Оборудование
сентябрь
1.1 Речь (устная и письменная) - общее представление. Написание длинной и короткой линией с закруглением внизу и вверху Дать детям первоначальное представление о речи (устная и письменная).Учить писать элементы букв.
1. Рассказ воспитателя, какая бывает речь.
2. Чтение рассказа.
3. Работа в тетрадях.
Рабочие тетради, ручки,алфавит.
1.2 Различение на слух звуков. Знакомство с разлиновкой тетради. Учить различать на слух звуки. Познакомить детей с разлиновкой тетради. 1. Произношение слов.
2. Чтение сказки.
3. Работа в тетради. Рабочие тетради, ручки,алфавит.
октябрь
1.3 Текст. Составление предложений по картинкам времена года. Узкая строка. Письмо прямых - коротких линий. Считалки. Познакомить детей с понятием –текст. Учить составлять предложения по картинкам. Продолжать учить писать элементы букв. 1. Рассказ воспитателя, что такое текст.
2. Составление предложений детьми по картине.
3. Работа в тетрадях. Рабочие тетради, ручки, картинки с изображением времен года.
1.4 Звук[а] и буква А Написание буквы А,а Познакомить с гласным звуком (А) и его цветовым обозначением. Учить определять место звука (А) в словах. Познакомить с буковой А как в письменном обозначении звука (А). 1. Знакомство с артикуляцией звука[а].
2. Знакомство с буквой А.
3. Произношение слов с буквой А.
4. Правописание буквы А. Рабочие тетради, ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы А, карточки с изображениями предметов на букву А.
ноябрь
1.5 Предложение. Звук[о]и буква О. Написание строчной буквы О. Учить выделять звук[о]из ряда гласных звуков,находить букву в словах. Учить писать букву О. 1. Знакомство с артикуляцией звука[о].
2. Знакомство с буквой О.
3. Произношение слов с буквой О.
4. Правописание буквы А.
5. Чтение слияний ОА,АО… Рабочие тетради,ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы О картинки с изображением предметов на букву О.
1.6 Предложение. Звук[у]и букваУ. Написание строчной буквы У. Учить выделять звук[у]из ряда гласных звуков,находить букву в словах. Учить писать букву У и читать слияния АУ,УА. 1. Знакомство с артикуляцией звука[у].
2. Знакомство с буквой У.
3. Произношение слов с буквой У.
4. Правописание буквы У.
5. Чтение слияний ОА,АО,УА,АУ…. Рабочие тетради,ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы У, картинки с изображением предметов на букву У.
декабрь
1.7 Слог. Звук[c]и букваС. Написание строчной буквы С. Учить выделять звук[с]из ряда согласных звуков, находить букву в словах. Учить писать букву С и читать слоги. 1. Знакомство с артикуляцией звука[с].
2. Знакомство с буквой С.
3. Произношение слов с буквой С.
4. Правописание буквы С.
5. Чтение слогов. Рабочие тетради,ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы С, картинки с изображением предметов на букву С.
1.8 Игра «Найди букву». Звук[м]и букваМ. Написание буквы М. Учить выделять звук[м]из ряда согласных звуков, находить букву в словах. Учить писать букву М и читать слоги. 1. Знакомство с артикуляцией звука[м].
2. Знакомство с буквой М.
3. Произношение слов с буквой М.
4. Правописание буквы М.
5. Чтение слогов.
6. Игра «Найди букву». Рабочие тетради,ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы М, картинки с изображением предметов на букву М.
январь
1.9 Звук[л]и букваЛ. Написание строчных букв Л.
Учить узнавать звук[л]в ряду звуков,слогов,слов. Учить писать буквуЛ, читать слоги и слова с этой буквой.
1. Знакомство с артикуляцией звука[л].
2. Знакомство с буквой Л.
3. Произношение слов с буквой Л.
4. Правописание буквы Л.
5. Чтение слогов.
6. Игра «Найди букву». Рабочие тетради,ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы Л, картинки с изображением предметов на букву Л.
1.10 Звук[п]и буква П.
Чтение слогов. Написание буквы П. Учить узнавать звук [п]в ряду звуков,слогов,слов. Учить писать буквуП, читать слоги и слова с этой буквой. 1. Игра“Назови первый звук».
2. Знакомство с артикуляцией звука[п].
3. Знакомство с буквой П.
4. Произношение слов с буквой П.
5. Правописание буквы П.
6. Чтение слогов.
Рабочие тетради,ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы П, картинки с изображением предметов на букву П.
февраль
1.11 Звук[т]и буква Т.
Чтение слогов и слов. Написание буквы Т. Учить узнавать звук [т] в ряду звуков, слогов, слов. Учить подбирать слова с этой буквой и писать букву Т, читать слоги и слова с буквой Т.
1. Игра“Назови первый звук».
2. Знакомство с артикуляцией звука[т].
3. Знакомство с буквой Т.
4. Произношение слов с буквой Т.
5. Правописание буквы Т.
6. Чтение слогов и слов.
Рабочие тетради,ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы Т, картинки с изображением предметов на букву Т.
1.12 Звук[и]и буква И.
Чтение слогов и слов. Написание буквы И. Учить выделять звук[и]из ряда гласных звуков,находить букву в словах. Учить писать букву И. 1. Знакомство с артикуляцией звука[и].
2. Знакомство с буквой И.
3. Произношение слов с буквой И.
4. Правописание буквы И.
5. Чтение слогов и слов.
6. Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки)
Рабочие тетради,ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы И, картинки с изображением предметов на букву И.
март
1.13 Звук[ш]и букваШ.
Чтение слогов и слов.
Написание буквы Ш. Учить узнавать звук [т] в ряду звуков, слогов, слов,различать со звуком[с].Учить подбирать слова с этой буквой и писать букву Ш, читать слоги и слова с буквой Ш. 1. Знакомство с артикуляцией звука[ш].
2. Знакомство с буквой Ш.
3. Произношение слов с буквой Ш.
4. Правописание буквы Ш.
5. Чтение слогов и слов.
6. Д/и «Магазин» (картинки)
Рабочие тетради, ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы Ш, картинки с изображением предметов на эту букву.
1.14 Звук[к]и букваК.
Чтение слогов и слов.
Написание буквы К. Учить узнавать звук [к] в ряду звуков, слогов, слов. Учить подбирать слова с этой буквой и писать букву К, читать слоги и слова с буквой К. 1. Игра «Кто больше»
2. Знакомство с артикуляцией звука[к].
3. Знакомство с буквой К.
4. Произношение слов с буквой К.
5. Правописание буквы К.
6. Чтение слогов и слов.
Рабочие тетради, ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквыК, картинки с изображением предметов на эту букву. Слоговые карточки.
апрель
1.15 Звук[х]и букваХ.
Чтение слогов и слов.
Написание буквы Х. Учить узнавать звук [х] в ряду звуков, слогов, слов,делить слова на слоги. Учить подбирать слова с этой буквой и писать букву Х, читать слоги и слова с буквой Х. 1. Игра «Доскажи словечко».
2. Знакомство с артикуляцией звука[х].
3. Знакомство с буквой Х.
4. Произношение слов с буквой Х.
5. Правописание буквы х.
6. Чтение слогов и слов.
. Рабочие тетради, ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквыХ, картинки с изображением предметов на эту букву. Слоговые карточки.
1.16 Звук[н]и букваН.
Чтение слогов и слов.
Написание буквы Н. Учить узнавать звук [н] в ряду звуков, слогов, слов,делить слова на слоги. Учить подбирать слова с этой буквой и писать букву Н, читать слоги и слова с буквой Н. 1. Знакомство с артикуляцией звука[н].
2. Знакомство с буквой Н.
3. Произношение слов с буквой Н.
4. Правописание буквы н.
5. Чтение слогов и слов.
6. Игра «Капитаны»
Рабочие тетради, ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквы Н, картинки с изображением предметов на эту букву. Синие и зеленые кружки по количеству детей.
май
1.17 Звук[в]и букваВ.
Чтение слогов и слов.
Написание буквы В. Учить узнавать звук [в] в ряду звуков, слогов, слов,делить слова на слоги. Учить подбирать слова с этой буквой и писать букву В, читать слоги и слова с буквой В. 1. Игра «Кто внимательный».
2. Знакомство с артикуляцией звука[в].
3. Знакомство с буквой В.
4. Произношение слов с буквой В.
5. Правописание буквы В.
6. Чтение слогов и слов.
Рабочие тетради, ручки, демонстрационный материал: плакат с изображением буквыВ, картинки с изображением предметов на букву В. Синие и зеленые кружки по количеству детей. Слоговые карточки.
1.18 Повторение и закрепление пройденного. Упражнение в чтении слогов,слов, предложений с пройденными буквами. 1. Выделение начальных и конечных звуков из слов.
2. Чтение слов с пройденными буквами. Рабочие тетради, ручки,слоговые карточки.
Планируемые результаты освоения программы по модулю «Подготовка к чтению и письму» :
К концу года ребенок должен уметь:
• отличие буквы от звука;
• конфигурацию печатных букв;
• назначение прописной и строчной буквы;
• отличие прописных букв от печатных.
• ориентироваться на странице тетради;
• перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т. д;
• печатать буквы;
• отличать заглавные и строчные буквы.
• рисовать прямые линии, соединений линий по точкам.
• рисовать фигуры и раскрашивать рисунки.
• штриховать фигуры в заданном направлении.
• находить рабочую строку.
• правильно держать ручку, карандаш.