Наталья Шех
Обучение с интересом! Рекомендации по обучению ребенка чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение с интересом! Рекомендации по обучению ребенка чтению
Как не допустить банальные ошибки при обучении чтению ребёнка? Согласитесь, так много хочется вложить в свою кроху и столько всему научить, что мы тут же бежим в магазин и отовариваемся кучей бессмысленных азбук и компьютерных программ. Вот только на практике оказывается, что ребенок напрочь отказывается повторять очередной стих на букву «А» и заучивать непонятные для него иероглифы. Какие ошибки допускают опытные бабушки и молодые мамочки, стремясь научить ребенка читать как можно раньше и быстрее? Давайте сами пройдём 7 основных правил обучения чтению ребенка:
Публикация «Обучение с интересом! Рекомендации по обучению ребенка чтению» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Правило 1. Покупайте азбуку для ребёнка без картинок.
Всегда выбирайте азбуку с большими буквами, желательно без картинок. Так ребенку будет легче сосредоточить свое внимание на буквах, а не красочных рисунках. Учить ребёнка чтению можно уже с 2-3 лет, но при этом стоит помнить, что в столь раннем возрасте детям трудно концентрироваться — долго удерживать внимание на одном и том же предмете. А поэтому не стоит усложнять ребёнку задачу: лучше всего купите самую простую азбуку с буквами, прорисованными красивым, но понятным шрифтом без лишних завитушек, и желательно — без причудливых стихов и лишних картинок.
Правило 2. Сначала учите главные буквы.
Начинайте учить буквы с гласных: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. Гласные буквы легче даются детям. Их можно легко выучить, напевая. Чтобы ребёнок достаточно быстро и без особых усилий смог выучить гласные буквы, организуйте совместный урок семейного пения: вместе напевайте их.
Правило 3. Быстро учите буквы, и ещё быстрее — переходите к слогам. Не тяните со слогами! Легче всего научить ребенка читать по слогам, а не по буквам.
Начинайте учить слоги из уже известных вам букв как можно скорее: знания нескольких гласных и пары согласных букв уже годятся для составления самых простых слов, вроде «мама», «папа», а ведь в любом деле самое сложное — это начать. Поэтому начинать надо с простого, чтобы потом перейти к сложному. После обучения чтению слогов переходите к составлению полноценных слов.
Правило 4. Когда называете малышу букву, говорите её произношение («М», а не её название («Эм»).
Называя букву, озвучивайте звук. При обучении малыша буквам следует произносить звуки, а не название букв. К примеру, говорите буква «С», а не «Эс» или «Се». Не усложняйте ребёнку задачу по обучению чтению, избавьте его от ненужных ему на данном этапе знаний: всё гениальное — просто! Меньше деталей, больше — по существу.
Правило 5. Занимайтесь с ребёнком часто, но понемногу.
Занимайтесь с ребенком не более 15 минут за один раз. Детям до 6 лет сложно удерживать свое внимание на одном и том же занятии. Не перегружайте ребенка, занимаясь с ним подолгу. Лучше заниматься с ребенком дважды в день по 15 минут, нежели один раз, но полчаса. Обучение чтению русских слов — это всё равно, что обучение чтению на иностранном языке: слишком много новой информации трудно воспринимается мозгом ребёнка. Поэтому целесообразно её разбить на много маленьких кусочков, каждый раз «проглатывая» по одному, чем пытаться за один раз втиснуть в головку малыша целый «пирог» непонятной информации.
15 минут позанимались в игровой форме, желательно — с мотивацией за призы или в смешной, непринуждённой форме, а потом — отдых, переключение ребёнка на другие виды деятельности.
Правило 6. Уроки чтения предполагают и уроки рисования.
Рисуйте буквы! Лучший способ запомнить букву – это нарисовать ее, а еще лучше - написать. Таким образом, вы сразу научите малыша читать, одновременно подготавливая руку к письму. Здорово, если мама или папа ребёнка хотя бы немного разбирается в психологии и, в частности, знает, к какому психотипу относится его ребёнок — визуальному, аудиальному или сенсетивному/тактильному.
Люди - визуалы лучше всего воспринимают и запоминают информацию, если максимально задействованы их глаза, органы зрения, т. е. для ребёнка-визуала самый лучший способ обучения чтению — это просмотр букв в детской азбуке и созерцание собственноручно написанных букв в тетрадке или на листе цветной бумаги.
Ребёнок - аудиал лучше всего обучается, воспринимая информацию на слух. Т. е. такой ребёнок лучше всего запомнит букву, если вы произнесёте её ему четко вслух, и если он сам несколько раз вслух повторит её произношение и, желательно, сумеет провести ассоциацию этого звука с его написанием, изображением — буквой на письме.
Ребёнок - тактильщик — ребёнок, который воспринимает жизнь через ощущения, через кожу, лучше всего сумеет научиться чтению, как это ни парадоксально звучит, научившись писать буквы. Или если у него есть фигурные буквы без лишних иероглифов по бокам, то ощупывая их.
Правило 7. Закрепляем теорию на практике.
Зачем нужны буквы? Ребёнку надо доходчиво, просто и понятно, объяснять, зачем же это мама с папой заставляют его учить все эти буквы. В чем смысл этой азбуки?
В автобусе или гуляя по городу, показывайте ребенку различные вывески и названия зданий. Ребенок должен осознать, что изучение букв открывает перед ним новые интересные возможности. Пусть ребенок ищёт в надписях на товарах и на остановках, в номерах автомобилей знакомые буквы и сообщает вам о своих находках!
Обучение чтению тогда становится интересным для ребёнка, когда он осознает смысл сего процесса. Расскажите ребёнку, что овладев знанием мира букв, он сможет сам читать интересные детские сказки, а не ждать, когда мама освободится от домашних дел.
Читайте ребёнку детские стихи, сказки, забавные рассказы, анекдоты, надписи к приколам и время от времени не забывайте ему ненавязчиво напоминать, что, «выучив букву «А» или слог «Ма», он скоро сможет сам, без помощи мамы, читать все эти интересности. А, возможно, когда-нибудь и сам прочитает маме сказку!
Чтение для ребенка может оказаться увлекательным занятием. Вот только показать любовь к чтению - это, прежде всего, задача родителей. И хвалите малыша, даже за маленькие победы, ведь каждая выученная буква для него настоящий триумф! Не забывайте замечать и отмечать даже маленькие достижения своего ребёнка в процессе его обучения чтению, выстройте свою собственную стратегию, эффективную методику научения своего чада чтению, не экономьте времени на общение со своим ребёнком, и тогда богатый урожай воспитания не заставит себя долго ждать.