Наталья Шевелева
Программа по обучению «смысловому» чтению детей 5–7 лет в системе дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по обучению "смысловому" чтению
детей 5 – 7 лет
в системе дополнительного образования
«ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»
Педагог дополнительного образования 1 категории
Шевелева Наталья Анатольевна
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Чтение – это речевая деятельность, связанная с выявлением и осознанием смысловой информации на основе воссоздания звуковой формы слова по определённым правилам, которые диктуются своеобразием графики данного языка». 2
Публикация «Программа по обучению „смысловому“ чтению детей 5–7 лет в системе дополнительного образования» размещена в разделах
То есть, МЕХАНИЗМ ЧТЕНИЯ – это «перекодирование печатных (письменных) знаков и их комплексов в смысловые единицы и слова». 2
В самом определении уже видно, насколько сложен этот процесс для дошкольника. Ребёнок сталкивается с разными трудностями, которые могут носить как психологический, так и физиологический, и нейрофизиологический характер.
Наша задача – помогать ребёнку на пути преодоления возможных трудностей. При этом мы должны помнить, что обучение дошкольников в принципе отличается от обучения детей школьного возраста, т. к. ведущей деятельностью дошкольного периода является игра. Именно в играх формируются и развиваются основные психические процессы: речь, память, мышление, внимание, воображение. А значит, и закладываются основы для овладения детьми сложным механизмом чтения.
Цель программы:
Научить детей чтению - через написание* (превращение звуков речи в знаки).
Задачи:
Учить детей дифференцировать на слух гласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные звуки.
Упражнять в складывании слов, фраз и предложений.
Расширять диапазон возможностей использования детьми в общении разных частей речи: имён существительных, глаголов, имён прилагательных, предлогов и междометий.
*под «написанием», или «письмом», мы подразумеваем складывание слов из отдельных букв, слогов, складов с помощью кубиков и таблиц.
Способствовать формированию у детей заинтересованности в дальнейшем знакомстве с миром русского языка.
Принципы организации занятий:
психологический комфорт и безопасность образовательной среды (эмоциональное благополучие и безопасность жизни детей);
системность, последовательность и вариативность предлагаемого образовательного материала;
создание условий для познавательного и личностного развития каждого ребёнка (наличие поисково – проблемных ситуаций);
возможность для ребёнка проявить себя в самостоятельной и совместной (с другими детьми и педагогом) деятельности;
доступность предлагаемого дидактического материала;
педагогический оптимизм и эмпатия (вера в возможности каждого ребёнка, сопереживание и сочувствие).
Структура занятий:
Постановка «проблемы», требующей практического решения (в соответствии с текущей темой, совместный поиск этого решения (обсуждение, беседа).
Различные игровые упражнения с кубиками и таблицами (поиск слогов, складов, букв).
Совместный подбор материала для деятельности (иллюстраций, слов, фраз).
Продуктивная деятельность (изготовление книжек-миниатюр; работа с личными тетрадями).
Оценка эффективности осуществляется путем наблюдений, бесед, диагностики речи и др.
Учебно-тематический план (всего 32 часа занятий)
№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации (контроля)
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования от 17 октября 2013г. № 1155.
2. «Психологические механизмы». - Жилкин Н. И.
3. Учебно-методическое пособие «Кубики Зайцева». – СПб., 2012.
Рекомендованная литература для родителей:
«Домашняя тетрадь к занятиям по Кубикам Зайцева». – Наталия Пятибратова. М. : ИФ «Унисерв», 2015.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Темы занятий для 1 и 2 года обучения:
1) Я и моя семья (октябрь)
2) То, что мы едим (ноябрь)
3) Животный мир (декабрь)
4) Зимние праздники: Новый год, Рождество, Крещение (январь)
5) Зимние развлечения (февраль)
6) Предметы быта – «что окружает нас в доме» (март)
7) Любимые домашние питомцы (апрель)
8) Части тела. Личная гигиена (май)
9) Лето пришло (июнь)
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Я И МОЯ СЕМЬЯ
Занятие 1. «Как тебя зовут?»
Цель: Знакомство со звучащими складами. Нахождение «своих» складов (для собственного имени) и готового имени в таблице.
Материал: кубики Зайцева, слова на карточках и в таблице (имена всех присутствующих детей); заготовки для изготовления книжек – миниатюр «Моя семья».
Виды работ: найти и наклеить своё имя на первой странице книжки – миниатюры (на первом развороте – слева).
Дом. задание: наклеить свою фотографию в книжке, на 1 стр. (на развороте – слева, над именем).
Занятие 2. «Я и те, с кем я живу»
Цель: Нахождение имён мамы и папы в таблице и составление их из складов.
Материал: слова в таблице и на карточках; книжки – миниатюры.
Виды работ: найти и наклеить имена мамы и папы на четвёртой странице книжки – миниатюры (на втором развороте – справа).
Дом. задание: наклеить в книжку, на 3 стр. (на развороте – слева, фотографии родителей.
Занятие 3. «Что мы любим делать вместе»
Цель: Нахождение слов, обозначающих действия, в таблице; составление их из складов.
Материал: слова в таблице и на карточках; вырезанные иллюстрации различных действий, книжки – миниатюры.
Виды работ: выбрать подходящие картинки, обозначающие действия; найти слова – действия, наклеить их на пятой и шестой страницах книжки – миниатюры.
Занятие 4. «Какие мы бываем?»
Цель: Найти слова - определения в таблице, составить их из складов.
Материал: слова в таблице и на карточках; книжки – миниатюры.
Дом. задание: нарисовать схематические изображения лиц с различными эмоциями и состояниями (весёлый, грустный, сердитый, добрый, ласковый) – к тем словам, что были наклеены ребёнком на занятии.
Далее – Ваше творчество и педагогические умения)