Татьяна Меркулова
Конспект итоговой НООД по чтению художественной литературы и развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное учреждение городского округа Саранск
«Центр развития ребёнка- детский сад №90»
Конспект итоговой непосредственно организованной деятельности по чтению художественной литературы и развитию речи в старшей группе
«Путешествие по русским народным сказкам»
Подготовила и провела:
воспитатель Меркулова Т. А.
Публикация «Конспект итоговой НООД по чтению художественной литературы и развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Саранск 2017
Тема: «Путешествие по русским народным сказкам».
Цель: Систематизировать знания у детей русских народных сказок, закрепить название данных сказок.
Задачи:
Образовательные.
Закрепить умение детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений.
Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев).
Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных.
Закреплять умение у детей участвовать в драматизации, передавать художественные образы героев.
Развивающие.
Развивать у детей воображение в динамической паузе.
Продолжать развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
Воспитательные.
Воспитывать любовь к произведениям художественной литературы, к родному языку.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Художественно - эстетическое развитие, Физическое развитие.
Словарная работа:
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, оформление выставки в книжном уголке, загадывание и разгадывание загадок, придуманных вместе с детьми; придумывание сказок рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Драматизация сказок «Кот лиса и петух», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка». Показ сказок с помощью настольного театра. Настольные игры «Сложи сказку» (пазлы по сказкам); дидактические игры «Угадай сказку», «Кто лишний».
Оборудование и материалы: сундук, коврик, клубочек, конверты с заданиями, макет яблони с яблоками, корзина, маски (воробей, мышонок, блин, корзина с цветами.
Ход занятия.
Звучит музыка «В гостях у сказки», дети заходят в зал, останавливаются.
Воспитатель: Дети, мы с вами знаем очень много сказок. Давайте вспомним их. А поможет нам одно стихотворение.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».
(Дети поочередно загибают пальчики.
На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка краса,
Три медведя, Волк, Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про Жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
В. : Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она…чудесная; есть волшебство, то …волшебная; есть добро, то …добрая; есть радость, то … радостная; есть загадки, то …загадочная; есть мудрость… мудрая.
Скажите, что значит «русские народные» сказки? Почему они так называются?
Дети: Их сочинил русский народ.
Воспитатель: А если их написал сказочник, автор, то, как они называются?
Дети: Такие сказки называются авторскими.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а что это за сундучок? Давайте посмотрим с вами вместе, что же там внутри? Звучит музыка «Дзинь …» и открывается сундук. Воспитатель достаёт конверт. Ребята, здесь письмо «Здравствуйте ребята и Татьяна Андреевна! Я Василиса Прекрасная. Заточил меня в замке Кощей Бессмертный и не отпускает. Помогите, пожалуйста, спасите меня из заточения!»
Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь Василисе Прекрасной? Освободить ее?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого нам нужно попасть в сказку и выполнить все задания, которые встретятся на нашем пути. А для того, чтобы в сказку попасть, нужно быть не только умными и внимательными, но быстрыми и дружными. Справитесь?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете, на чём мы можем попасть в сказку? (Ответы детей).
Ребята, я, кажется, придумала. У меня есть волшебный ковёр. На нём мы и отправимся в своё сказочное путешествие. (Достаю ковёр, расстилаю его).
Ребята, но просто так ковёр не полетит. Нам с вами нужно сказать волшебные слова. Как вы думаете, какие волшебные слова можно сказать?
Дети: Крабле – крабле бум; Трах тибидох; Абра кадабра, крекс - пекс - фекс.
Воспитатель: Давайте встанем на ковё р и дружно скажем с вами: «Раз, два, три, ковёр, лети!»
А сейчас давайте закроем глазки и представим, как мы летим с вами высоко-высоко, над лесами, над горами, над городами, деревнями. А вот уже видна сказочная страна… Мы с вами приземляемся, открываем глаза.
Вот мы и в сказке.
Ой, ребята как же нам узнать, куда идти?
Смотрите, тропинка. (Выложена деревянными палочками.) А на тропинке клубочек. Клубочек, покажи нам путь-дорожку! (Качу клубочек).
Ой, ребята, где это мы оказались? (На столе стоит посуда, стоят стулья - сказка «Три медведя».)
Какая это сказка?
Дети: Три медведя.
Воспитатель: -А как вы узнали? (ответы детей)
-Молодцы, отгадали. Смотрите, а здесь конверт, а в конверте-то задание! Нам нужно угадать, как называется сказка, и какой момент из сказки изображён. (Показ картинок).
Сказки:
«Смоляной бычок»,
«Теремок»,
«Лисичка со скалочкой»,
«Курочка Ряба»,
«Репка»,
«Колобок».
(Дети отгадывают сказки).
Воспитатель: Ребята, пойдём дальше. Клубочек, покажи нам путь-дорожку! (Звучит музыка «Дзынь.», воспитатель катит колобок, направляя в сторону дома.)
Воспитатель: Ой, ребята, а где это мы сейчас оказались? Давайте встанем удобно и посмотрим. Звучит музыка. Выходят дети показывают отрывок сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
Воспитатель: На полянке лесной стоял домик под сосной. В этом домике, друзья, жили- поживали, горюшка не знали (появляются герои)
Воробей (с корзинкой) : Крылатый- это я!
Мышонок (с дровами) : Мохнатый- это я!
Блин (в фартуке и колпаке повара) : А масляный- это я!
Все: Мы- весёлые друзья, друг без друга нам нельзя, на нельзя, нам нельзя!
Мышонок: Я дровишек нарублю, чтобы печь истопить.
Воробей: А я летаю, для щей с огородов бобы собираю.
Блин: У меня готов обед
Щи я с гренками сварил
И приправу не забыл
Щи готовы. Садитесь, пожалуйста, кушать.
Воспитатель: Как называется эта сказка?
Дети: «Крылатый, мохнатый да масляный».
Воспитатель: Ребята, давайте поможем мышонку дрова нарубить!
(Дыхательная гимнастика «Дровосек»)
Воспитатель: Молодцы дети, справились с заданием. Пойдем дальше. Клубочек волшебный дорогу нам покажи. (Катится клубок к яблоне).
Смотрите, дети яблоня. А яблочки на ней спелые. Из какой она сказки?
Дети: «Гуси – лебеди».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на яблоне висят яблоки, они не простые, на них загадки. (Выходят дети, срывают яблоки и загадывают загадки по очереди).
1. Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца! («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
2. Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка
В скорлупе ореха девочка спала
Какая же девочка в цветке жила? (Дюймовочка).
3. Колотил да колотил
По тарелке носом
Ничего не проглотил
И остался с носом. («Лиса и журавль»).
4. У всех женушки, как жены,
У него лягушка
Но в итоге будет рад этому Ванюша. («Царевна – лягушка»).
5. О жадной старухе рассказ наш пойдет.
А жадность, ребята к добру не ведет
И кончится дело все тем же корытом
Не новым, а старым, конечно разбитым. (Сказка о рыбаке и рыбке).
Воспитатель: Молодцы дети с этим заданием вы тоже справились. Идем дальше. Клубочек указывай нам дорогу. Смотрите речка, а через речку мост.
- Ой, ребята мы пришли еще в одну сказку. (Стоят ведра, в одной из них щука). Как вы думайте, какая эта сказка?
Дети: «По щучьему велению».
Воспитатель: Правильно. Емеля куда – то подевался? Дети Емеле нужно наносить воды. Поможем?
Дети: Да.
Воспитатель: Встаньте удобно, смотрите и выполняйте. (Проводится динамическая пауза).
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием мы справились. Смотрите дети, какая замечательная полянка с цветами и корзинка. Тропинка наша заканчивается. (Воспитатель берет корзинку в руки). Интересно кто же ее оставил? Как вы думайте? (Фея цветов). Берет и нюхает цветы. Ах, как они вкусно пахнут. Дает понюхать детям. Посмотрите, в корзинке лежит задание для нас, Кощей Бессмертный положил, хотел нас запутать. Сложное задание, подумайте и отвечайте. Я вам буду называть слова, а вы назовите из какой сказки эти слова.
1. Царь, три сына, стрела, болото («Царевна лягушка»).
2. Отец, мачеха, три дочери, фея, туфелька («Золушка»).
3. Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка («Дюймовочка»).
4. Злая мать, дочь и падчерица, дед Мороз (Морозко).
Воспитатель: Молодцы, сказки вы назвали правильно. Звучит музыка. Появляется Василиса Прекрасная (кукла).
Василиса Прекрасная: «Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы. Спасибо вам большое за то, что вы меня спасли, не побоялись Кощея Бессмертного. Вы справились со всеми его заданиями. Вы такие умные, смелые и сильные, что он даже боится с вами тягаться. Кощей отпустил меня, благодаря вам». Ребята за то, что вы меня спасли, я вам дарю книгу. Вы знаете, как обращаться с книгой?
Дети: Не рвать, брать чистыми руками. Листать аккуратно. Если порвалась, нужно ее починить. Книгу нужно беречь, она рассказчик для человека.
Воспитатель: Ребята, мы с вами Василисе помогли. Она пойдёт в своё царство. Звучит музыка, Василиса Прекрасная уходит.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень постарались и спасли Василису Прекрасную. Молодцы! Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? Что нам попалось на пути? Кого мы спасли? Молодцы! А теперь нам пора возвращаться домой. Встанем на ковёр самолёт, закроем глаза. Один, два, три, четыре, пять - летим домой опять!