Чиркова Галина Викторовна
Опыт работы «Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ и имеющими инвалидность по слуху»
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей воспитательской деятельности, в соответствии с ФГОС, Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Публикация «Опыт работы „Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ и имеющими инвалидность по слуху“» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие, его значение трудно переоценить. И, если ребенок не получит, по каким-либо причинам, способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие, его значение трудно переоценить. И, если ребенок не получит, по каким-либо причинам, способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Нередко, помимо детей с тяжелыми нарушениями речи в группе, где я работаю можно встретить и детей с ОВЗ, детей с инвалидностью. Несколько слов о том, кто такие дети с ОВЗ,
Ребенок с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
имеет выраженные, не исправляемые особенности физического и (или) психического развития, нуждается в специальных приемах, условиях, педагогических подходах воспитания и обучения. Именно такие дети нуждаются в тщательно продуманных подходах в исполнении проектов.
Естественно, на мой взгляд, после многих лет создания, разработки и реализации, наиболее продуктивным методом включения любого ребенка во взаимодействие как со взрослыми, так и с детьми, является проектная деятельность Она же помогает реализации принципа всестороннего индивидуального подхода к каждому ребенку, с обязательным включением каждого во взаимодействие.
Задачи, решаемые мной в ходе проекта (если, например, это интегративный долгосрочный проект)
-Развитие коммуникации
Развитие когнитивных процессов
Развитие вербальной речи
Способствование социализации
Развитие познавательных процессов
Развитие эмоционально-волевой сферы
Вопросы, возникающие и решаемые как при подготовке проекта, так и в ходе него (которые я обязательно задаю себе и всем реализаторам любого проекта) :
будет ли данный проект, его тема, виды деятельности интересны детям?
смогу ли я (мы)обеспечить каждому ребенку ситуации успеха при реализации каждого этапа проекта?
будут ли задания по каждому этапу соответствовать зоне ближайшего развития каждого ребенка?
оценят ли родители проект, будет ли сотрудничество с ними?
Контингент детей с ОВЗ (и инвалидов) с которым приходилось и приходится работать : дети только с нарушениями слуха, дети с нарушениями слуха и сопутствующими нарушениями развития (СДВГ, нарушения зрения, ментальные нарушения, аутизм)
Вот такие задания выполняли вместе со своими семьями и воспитанники моей группы с ОВЗ в ходе долгосрочного проекта «Путешествие по стране Ушарика», реализованного тремя группами компенсирующей направленности для детей с ТНР, которые посещали дети-инвалиды по слуху
и тремя массовыми группами в нашем саду:
изготовление портфолио «Я и моя семья»
«Паспорт воспитанника» (для неговорящих детей группы)
Выставка «Мой домашний питомец»
Совместный просмотр мультфильма «Уши для Ушарика»
Изготовление «Семейного древа» каждым воспитанником и его семьей
Выставка «Мой любимый Смешарик» (любые поделки, изготовленные как в группе, так и дома о любимом персонаже из известного мультфильма)
Активные обсуждения каждого этапа проекта, в том числе и просмотренного мультфильма, в группе ВКОНТАКТЕ.
Таким образом, наш проект позволил познакомить детей массовых групп с воспитанниками с ОВЗ. А те, в свою очередь смогли представить себя, раскрыть свои возможности и просто подружиться с детьми из массовых групп.