Белла Денисова
Консультация для педагогов «Готовим детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые воспитатели старших и подготовительных групп, повторите, пожалуйста, важную информацию, которой дети должны владеть при поступлении в 1 класс.
Подготовка к школе.
Обучение грамоте. Что должен знать ребенок? (Форма «Вопрос-ответ»)
1. Речь – это умение говорить, общаться. Когда я говорю, вы слышите мою, а когда вы говорите, я слышу вашу - что? (речь). Речь – это рассказы, стихи, сказки, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки, вопросы, ответы)
2. Для чего нужна речь? (речь нужна, чтобы пообщаться, поздороваться, поблагодарить, попрощаться, попросить, спросить, ответить, поздравить, похвалить и т. п.)
3. Какая бывает речь? (Речь бывает письменной и устной)
4. Когда мы говорим или слушаем, то это какая речь? (устная)
5. Когда мы видим, читаем и пишем, то это какая речь (письменная)
6. Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
7. Что такое предложение? (Это законченная мысль. В предложении обязательно есть мысль)
8. Как на письме схематично обозначается предложение?(
)
9. Как правильно начертить схему предложения? (У предложения есть начало – обозначаем вертикальной черточкой; сколько слов в предложении столько и черточек, слова в предложении пишутся друг от друга отдельно ; в конце предложения обязательно ставится какой-либо знак:. (точка)или! (восклицательный знак) или? (вопросительный знак)
. (Наступила зима.)
10. Когда в конце предложения ставится вопросительный знак? (когда в предложении о ком-то или о чем-то спрашивается)
Когда пойдем домой?
(Скоро наступит зима? и т. п.)
11. Когда в конце предложения ставится восклицательный знак? (Когда мы восхищаемся чем-то или кем-то.)

Какой чудесный день!
12. Когда в конце предложения ставится точка? (Когда в предложении о чем-то или о ком-то спокойно говорится.)
13. Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
14. А из чего состоят слова? (из слогов)
15. Из чего состоят слоги? (Слоги состоят из букв (письменная речь) или из звуков (когда мы говорим об устной речи)
16. Что такое буква? (Буквы. -это то, что мы видим, читаем и пишем)
17. Что такое звук? (Звуки – это то, что мы произносим и слышим)
Буквы мы видим, читаем и пишем, а звуки- произносим и слышим!
18. Как можно разделить слова на слоги? (отстукиванием, отхлопыванием)
19. Как еще можно определить сколько в слове слогов?
Сколько в слове гласных- столько и слогов!
20. На какие две группы делятся звуки в русском языке? (Звуки бывают: гласные и согласные)
21. Что вы знаете о гласных звуках?
(Гласные звуки «тянутся», поются, при произнесении во рту не имеют преграду, образуют слог, обозначаются в схеме красным цветом)
22. Что вы знаете о согласных звуках?
(Согласные звуки «не тянутся», не поются, не образуют слог, при произнесении всегда имеют во рту преграду (губы, язык, зубы); в схеме обозначаются синим или зеленым цветом)
23. Сколько гласных звуков? (гласных звуков всего 6: А, О, У, Ы, Э, И)
24. Сколько гласных букв? (Гласных букв 10: А, О, У, Ы, Э, И, Е, Ё, Ю, Я)
25. Сколько согласных звуков (согласных звуков много, т. к. они бывают твердыми и мягкими)
26. Сколько согласных букв в русском языке? (согласных букв 21)
27. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и не обозначают никакой звук? (Твердый знак Ъ и мягкий знак Ь)
28. Для чего нужны Ъ и Ь? (Ъ для того, чтобы разделить согласные и «хитрые гласные», Ь для того, чтобы смягчить)
29. Какие согласные всегда твердые? (Ж,Ш,Ц)
30. Какие согласные всегда мягкие? (Ч, Щ, Й)
31. Что мы еще можем сказать про согласные звуки, кроме того, что они бывают твердыми и мягкими? (согласные звуки бывают звонкими и глухими: звонкие согласные – при произнесении горлышко «дрожит», при произнесении глухих согласных горлышко «молчит» - проверяем тыльной стороной ладошки, приложенной к горлышку)
32. Какие гласные помогают смягчать предыдущий согласный? (Е,Ё,Ю,Я, И смягчают предыдущий согласный звук).
33. Почему гласные буквы Е,Ё,Я,Ю называют хитрыми?
(потому что, если они стоят после согласного, то дают один звук Е-[э], Ё-[о], Я-[а], Ю-[у], а если они стоят:
а) в начале слова
б) после гласного
в) после Ь или Ъ,
то они дают два звука Е-[йэ], Ё-[йо], Я-[йа], Ю-[йу])