Анастасия Кутафина
Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество.
Основная цель сотрудничества, это развитие компетентности родителей, способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка, обеспечение права родителей на уважение и понимание на участие в жизни детского сада.
Публикация «Сообщение из опыта работы на педсовете „Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
В нашем детском саду активно используются разнообразные формы взаимодействия с родителями. Мы-воспитатели стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и применяем новые, инновационные формы сотрудничества с родителями.
Такие как:
-участие родителей в творческих конкурсах, выставках. Совместных с детьми мероприятиях, досугах;
-родительские собрания с элементами тренинга, круглые столы, дискуссии;
-мастер-классы;
-интерактивные игры;
-посещение семей на дому;
-проектная деятельность и многое другое.
И во всей этой работе мы не обходимся без использования современных ИКТ, что позволяет разнообразить общение, повысить интерес родителе к получению полезной информации о воспитании детей.
Для меня удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей. Мною был разработан и апробирован проект «Детский сад, семья и книга!».
Целью данного проекта по работе с родителями является:
• Вовлечение родителей в образовательный процесс, посредством приобщения детей к художественной литературе.
Задачи проекта по работе с родителями:
Способствовать созданию в домашних условиях атмосферы для привития любви и интереса к книге;
Актуализация знаний родителей о ценности семейного чтения, развитие традиций семейного чтения;
Способствовать сплочению семьи через чтение художественных произведений;
Распространение положительного опыта семейного воспитания.
Особо отмечу нетрадиционную форму работы с родителями, которую я в рамках проекта практикую в нашей группе - обобщение положительного опыта семейного воспитания с использованием современных мультимедиа технологий, создание презентаций родителями.
Цель обобщения положительного семейного опыта:
Повышение активности родителей по обмену опытом семейного воспитания
Задачи:
1. Формировать у родителей воспитанников чёткое представление о потребности делиться имеющимся опытом семейного воспитания с другими родителями.
2. Развивать навыки познавательно-поисковой деятельности, совершенствовать умения работы на компьютере.
3. Воспитывать доброжелательные отношения между родителями, педагогами и воспитанниками, радоваться удачам и успехам каждого, находить сообща выход из проблемных педагогических, психологических ситуаций.
Для реализации данной формы работы для меня было необходимо определить семьи, имеющие положительные результаты в воспитании и способные поделиться своим опытом со всеми родителями.
Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются установление доверительных отношений между воспитателем и родителями, поэтому мною с родителями проводились индивидуальные беседы.
Многое о жизни детей становится ясным из собственных высказываний родителей, из повседневных наблюдений за детьми и родителями в естественных условиях, из анкетирования. В результате были выявлены примеры хорошего воспитания в семье. Родители, имеющие высокую педагогическую подготовленность и заинтересованность в вопросах семейного воспитания.
Исходя из выше перечисленного, я увидела, в каких семьях воспитательный потенциал высок, и кто может поделиться опытом по поднимаемой проблеме на родительском собрании, встрече.
Руководствуясь этим, контакты с родителями строила таким образом, чтобы у них возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Повсеместно старалась вооружить семьи передовым педагогическим опытом, знаниями и умениями по данной теме. Для этого мною были разработаны консультации, буклеты, памятки.
В рамках проекта было проведено родительское собрание на тему: «Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение» в форме семейного вечера.
Так участвуя в проектной деятельности несколько семей представили свои презентации на тему «Традиции семейного чтения».
1. Семья Полянка.
Тема: «Наша литературная жизнь!».
В данной презентации очень доступно и интересно было показано как родители приобщают ребенка к художественной литературе, во многих совместных видах деятельности.
2. Семья Устиновых.
Тема: «Учусь читать и создавать свои книжки!».
После просмотра этой презентации выяснилось, что родители большое внимание уделяют ручному труду и именно через этот вид деятельности приобщают ребенка к книге.
Данные выступления родителей с живым интересом просматривались и выслушивались на собрание. Вызывали обсуждения со стороны других родителей, что способствовало обмену опытом семейного воспитания.
Проанализировав высказывания родителей, стало ясно, что на аудиторию большое влияние оказывает то, что о положительном опыте организации жизни и воспитания детей в семье рассказывает не педагог, а другие родители, реализовавшие в своей семье определенное направление в воспитании и развитии своего ребенка, испытавшие их целесообразность и добившиеся положительных результатов.
А для того, чтобы разнообразить деятельность родителей на собрании, повысить интерес, создать положительный эмоциональный настрой и к этому же обобщить знания родителей по данной теме. Я применила еще одну нетрадиционную форму работы с родителями-интерактивная игра. Так мною, в рамках проекта, была разработана и внедрена интерактивная игра «Путешествие по сказкам».
Родители были активными участниками данного процесса, с удовольствием отвечали на все вопросы, получили массу положительных эмоций, испытали радость открытий и освежили свои знания.
Данные формы работы приняли участие в конкурсах на международном портале маам. ру. Родительское собрание в номинации «Лучшая методическая разработка», заняло 2 место. Интерактивная игра в номинации «Лучшая методическая разработка», заняла 1 место. Мною были получены дипломы победителя.
Из проделанной работы видно, что все затраты сторицей возвращаются своей эффективностью. Обобщение семейного опыта помогает родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребёнка, оказывает практическую помощь.
Результативность:
• Родители осознают свою роль и возможности в формировании всесторонне развитой личности своих детей;
• Происходит осознанное использование родителями педагогической науки в воспитании детей;
• Повышается авторитет родителей, их самооценка;
• Знакомство с позитивным семейным опытом вызывает интерес у родителей, помогает повысить их педагогический уровень, учит видеть и анализировать положительные и отрицательные моменты в своей родительской практике;
Взаимодействия ДОУ и семьи в виде обобщения семейного опыта через использование современных мультимедиа технологий представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.