Татьяна Горячева
Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для развития личности дошкольников. Одной из основных задач экологического воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Формирование основ экологической культуры является важнейшим условием гармонично развитой личности. Проблема над которой я работала и продолжаю работать называется:
«Метод проектов в экологическом образовании ребёнка дошкольного возраста»
. Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, а спецификой - сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, принимать решения. Метод проектов развивает познавательный интерес, любознательность, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического образования.
В ходе проектной деятельности дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками детского сада. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. Таким образом, включение метода проектов в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.
Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:
• Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
• Родители имеют возможность активно участвовать в процессе экологического воспитания дошкольников.
• Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Безусловно, при использовании метода проектов на педагога ложится дополнительная нагрузка, ведь нужно найти и продумать всю непосредственно образовательную деятельность, подготовить игры по заданной теме, дать консультации для родителей, организовать их для совместной деятельности. С другой стороны участие в проекте делает жизнь детей в детском саду более насыщенной и интересной, а родители воспитанников становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Таким образом, использование метода проектов в ДОУ соответствует требованиям ФГОС ДО.
Особенностью проектной деятельности в ДОУ является то, что дошкольники еще не могут самостоятельно сформулировать проблему, определить цель. Поэтому родители и педагоги помогают им в этом.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.
При планировании работы над проектами экологической направленности ставим следующие задачи:
1. Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
2. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями.
4. Формировать навыки природоохранной деятельности в ближайшем окружении, желания оказывать помощь в случае необходимости.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:
Во-первых, необходимо выбрать тему.
Затем составить тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая,речевая, трудовая, изобразительная и т. д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах. Среда должна развивать у дошкольника любознательность. Особую роль в данном случае играют уголки экспериментирования или познавательно-исследовательской деятельности.
Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, начинается совместная работа воспитателя и детей.
I этап разработки проекта
– целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом
представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы детей фиксируются.
Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?», "Как узнать?". Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий- могут выступить решением поставленного вопроса.
III этап работы над проектом
– его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Педагог создает такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. И опять на помощь приходят нам уголки экспериментальной деятельности.
Исследовательская деятельность:
Заключительным,
IV этапом работы над проектом
является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
Альбом по проекту "Покормите птиц зимой!"
Стенгазета:
Альбом по проекту "Наши комнатные растения"
В нашей группе разработан проект экологической направленности «Юные защитники природы», включающий в себя несколько природоохранных акций: «Покормите птиц зимой!», «Ёлочка – зеленая иголочка», «Земля – голубая планета». Кроме этого разработаны и осуществлены проект "Наши комнатные растения", "Откуда хлеб пришел". В своих публикациях я рассказывала об итогах этой работы. Так, например, опыт работы по реализации природоохранной акции "Елочка-зеленая иголочка" представлен на областном конкурсе "Эколог года Подмосковья-2014" ,отмечен дипломом лауреата, участвовал во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "Современный детский сад -2014" также был удостоен звания лауреата.
Итоговое мероприятие по проекту "Откуда хлеб пришел" - открытое занятие "Мы печем отличные колобки пшеничные"
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. Мозаика-Синтез, 2008
2. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2006.