Анна Зиновьева
Проект учителя-логопеда по развитию артикуляционной моторики Домик язычка Говоруши в средней группе с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №242»»
Проект учителя – логопеда по развитию артикуляционной моторики «Домик язычка Говоруши» в средней группе с ОВЗ «Лютик»
Выполнил: учитель - логопед
Зиновьева Анна Павловна
Саратов 2015
Публикация «Проект учителя-логопеда по развитию артикуляционной моторики Домик язычка Говоруши в средней группе с ОВЗ» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Актуальность и восстребованность проекта
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира — от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного звукопроизношения у детей - это сложный процесс: ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, контролировать собственную речь и речь окружающих людей. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается. Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, имеющие различные речевые нарушения, глубоко переживают свои проблемы, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что отрицательно влияет на успеваемость ученика. Очень серьезно встает вопрос о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Как отмечал Л. С. Выготский, «в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно. Процесс компенсации, вызываемый дефектом, может иметь различный исход, который зависит от тяжести самого дефекта, компенсаторного фонда, т. е. богатства… органов и функций организма, привлекаемых для компенсирования дефекта, и, наконец, от воспитания, т. е. от того или иного сознательного направления, придаваемого этому процессу». Благодаря усилиям учёных и педагогов-практиков (Л. В. Загик, Т. А. Маркова и др.) были разработаны содержание, формы и методы работы детского учреждения с семьёй, программы занятий в народных университетах педагогических знаний для родителей. Этим же проблемам посвятила свои исследования Л. Ф. Островская, которая традиционные формы работы детского сада семьей (посещение семьи, консультации и беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда) дополнила деловыми играми. Н. Ф Виноградова, Н. Г. Година, Л. В. Загик и др. известные педагоги-учёные настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями. Несомненно, овладение коммуникативными умениями должно стать для педагогов предметом столь же серьёзных забот, как и совершенствование методов учебно-воспитательной работы с детьми. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушенной речью к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Практика показывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Учитель-логопед осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста с речевой патологией. Таким образом, модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума; сотрудничество семьи и логопеда становится всё более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.
В ходе логопедической работы необходимо:
– помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
– разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
– подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
– ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
– необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и другие). Одним из них является артикуляционная гимнастика. Знакомство детей с артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.
Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной для детей формой. Дети с интересом пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Выполняя вместе с педагогом артикуляционные упражнения, у детей обогащается словарный запас, развивается воображение, эмоции, упражняются органы артикуляции.
Участники проекта : дети средней коррекционной группы, логопед, воспитатели, родители.
Сроки реализации: сентябрь 2014 г. – март 2015 года.
Цель проекта : создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики.
Задачи учителя - логопеда :
- провести диагностику состояния артикуляционной моторики у детей;
- подготовить методический материал для просвещения родителей и педагогов о методике проведения артикуляционной гимнастики;
- продемонстрировать способы и приемы проведения артикуляционной гимнастики.
Задачи педагогов:
- совместно с учителем – логопедом, подготовить план работы, картотеку артикуляционных игр и упражнений;
- формировать подвижность органов артикуляционного аппарата и точность их движений;
- воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность;
- способствовать активному привлечению родителей к совместной деятельности с ребенком для развития его артикуляционной моторики.
Задачи родителей:
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
- создавать в семье благоприятные условия для проведения артикуляционной гимнастики.
Гипотеза: Качественное и регулярное использование артикуляционной гимнастики педагогами в процессе НОД и родителями в домашних условиях с детьми способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе; позволяет подготовить артикуляционный аппарат детей к овладению нормами звукопроизношения родного языка.
Ожидаемый результат:
1. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей;
2. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;
3. Активное участие родителей в образовательном процессе детей.
Средства достижения поставленных задач:
- использование артикуляционной гимнастики в процессе НОД, на прогулке, в повседневной жизни ребенка;
- информационные листы для родителей;
- разработка приемов для развития артикуляционной моторики;
- анализ методической литературы по данной теме.
Мониторинг проекта.
Для выявления уровня развития артикуляционной моторики были подобраны следующие упражнения:
1. «Изобразим животных»
«Волк»
Просим ребенка показать, как воет волк (вытянуть губы вперед и произнести звук «у - у - у») .
«Котенок»
Просим ребенка «полакать» молоко, как котенок, быстро выбрасывая и втягивая язык.
«Лошадка»
Прищелкивая языком, цокать, как лошадки.
Оценка результатов:
3 балла: Ребенок активно выполняет все задания. Поиск артикуляторной позиции не затруднен. Язык не отклоняется от заданного игровой ситуацией положения. Движения губ и языка довольно четкие, координированные. Легкая усталость.
2 балла: Все задания ребенок выполняет, легко находя артикуляторную позицию. Движения языка и губ координированные. К концу упражнения наблюдается сильное истощение и замедление темпа.
1 балл: Ребенок, выполняя упражнения, затрудняется быстро найти позицию губ и языка. Движения нечеткие, не плавные. Наблюдается быстрая истощаемость, присутствуют ошибки.
0 баллов: Движения губ и языка затруднены. Не все задания выполняются, темп выполнения медленный.
2. «Сказка о веселом Язычке»
Оценка результатов:
3 балла: Ребенок активно участвует в действии, не задумываясь находит позицию органов артикуляции. Активен, движения быстрые. Небольшая усталость.
2 балла: Ребенок выполняет все игровые задания. Но к концу сказки наблюдается истощение, появляются ошибки, темп выполнения упражнений замедляется.
1 балл: Игровые задания с произнесение гласных выполняет нечетко, сильно затруднено нахождение правильного положения языка и губ, темп замедленный.
0 баллов: Ребенок не успевает выполнять игровые задания, ориентируется на других детей и повторяет частично за ними. Артикуляция сильно затруднена.
3. Игровые упражнения на дыхание.
«Ветерок»
Предлагаем детям дуть на маленький листик из бумаги, как будто это ветер сорвал его с дерева. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. Дети выполняют упражнения после показа педагога.
«Мыльные пузыри»
Игра с пусканием мыльных пузырей. Дети по очереди выдувают мыльные пузыри, стараясь выпустить струю воздуха плавно, но довольно сильно. Так выдувается больше мыльных пузырей.
«Задуй свечу»
Детям предлагаем по очереди задувать горящую свечу. Выдох должен быть не только сильным, но и целенаправленным.
Оценка результатов:
3 балла: Ребенок активно выполняет упражнения, дыхание не затруднено. Выдох сильный, целенаправленный. Чаще всего задания выполняются успешно, четко, правильно.
2 балла: Ребенок старательно выполняет задания. Струя воздуха довольно сильная, но часто отклоняющаяся от необходимой траектории.
1 балл: Задания ребенком понимаются правильно, но выдох слабый. Струя воздуха не целенаправленна. Только некоторые попытки выполнить задание являются успешными.
0 баллов: Ребенок сильно затрудняется в выполнении задания. Долго ищет подходящую позицию органов артикуляции. Выдох очень слабый, координация плохая.
Для оценки артикуляционной моторики детей нами были определены уровни ее развития :
Высокий уровень (6 и более баллов) : Движения органов артикуляции свободные, легкокоординируемые, четкие. Темп выполнения заданий довольно быстрый, относительно постоянный. Быстрая смена положения языка и губ. К концу выполнения заданий наблюдается лишь легкая усталость.
Средний уровень (3-5 баллов) : Большинство игровых заданий выполняются ребенком успешно. Движения координированные, четкие. Небольшие проблемы в поиске артикуляторной позиции. Довольно замедленный темп выполнения заданий.
Низкий уровень (0-2 баллов) : Ребенок затрудняется в выполнении упражнений. Движения языка и губ нечеткие, смазанные. Темп выполнения заданий очень медленный. Сильное истощение, практически нет успешно выполненных заданий.
План выполнения проекта
1. Подготовительный этап
- Диагностика состояния арт. моторики у детей;
- изучение методической литературы по данной теме;
- определение темы, цели и задач, содержание проекта;
- прогноз результата деятельности.
2. Родительские собрания: знакомство с проектом «Домик язычка Говоруши»;
3. Подготовка наглядного материала:
- письменных консультаций, стендов информации;
- современных, многофункциональных игр для развития артикуляционного аппарата детей.
4. Основной этап
Составление перспективного плана проведения артикуляционных игр педагогов и родителей с детьми.
5. Включение воспитателем артикуляционных игр в конспекты НОД.
6. Консультации учителя – логопеда для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» и др. ;
7. Мастер-класс для родителей: «Трудности трудных звуков».
8. Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые игры?», «Как проводить с ребенком речевые игры», "Развитие речевого дыхания".
9. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики детей.
10. Заключительный этап
- диагностика арт. моторики у детей;
- анализ проделанной работы по проекту «Домик язычка Говоруши» с родителями.
Месяц
Содержание
сентябрь Диагностика состояния артикуляционной моторики у детей.
октябрь «Сказка о весёлом Язычке» -мониторинг для детей
ноябрь Консультация для родителей «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»
декабрь Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики у детей. (папки-передвижки, картотеки)
январь занятие на развитие артикуляционной моторики у детей.
Февраль Мастер-класс для родителей «Трудности постановки трудных звуков»
март Диагностика артикуляционной моторики у детей.