татьяна чувашова
Проект по развитию мелкой моторики рук «Веселые ручки» в средней группе
▼ Скачать +Заказ
Проект «Веселые ручки» в средней группе.
Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук»
Вид проекта : образовательный, игровой, краткосрочный.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Цель: развитие мелкой моторики рук, речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Публикация «Проект по развитию мелкой моторики рук „Веселые ручки“ в средней группе» размещена в разделах
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
Предполагаемый результат:
Дети:
• проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
• увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
• возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
• дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
• отзывы родителей и педагогов;
• у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Родители:
• родители стали единомышленниками с педагогам ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
• родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;
Этапы проекта :
I. Подготовительный этап:
• Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
• обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта
II. Основной этап реализации проекта :
• составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;
• разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
• обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
• включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
- перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
- выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;
- при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
- выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;
- не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;
- вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;
- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;
- стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Работа с родителями:
• выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
• консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
• беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
• родительские собрания: знакомство с проектом «Весёлые ручки»;
• родительское собрание «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».
III. Заключительный этап
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
• отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
• возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
• удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.
План выполнения проекта (январь - февраль 2015)
Месяц Неделя Название игры Цели и задачи Совместная деятельность
Январь 1 неделя 1.«Научим куклу Таню играть с пальчиками»;
2. Игра со строительным материалом «Ох, какой теремок красивый» 1. Приучить детей слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке; соотносить слова с действиями пальцев, развивать речь.
2. Развить конструктивные умения детей, способность по показу строить простые конструкции, радоваться результатам; закрепить в речи название деталей, глагольные формы; развить моторику, умение соотносить 1. Утренний прием;
2. Сюжетно - ролевая игра «Детский сад»;
3. Дидактические игры;
4. Настольно- печатные игры;
5. Умывание.
2 неделя 1.«Давай расскажем сказку»;
2. «В гости к нам пришел зайчишка» (занятие по сенсорному развитию)
1. Учить детей узнавать персонажей из сказки «Репка»;
Воспитывать навыки драматизации;
Развить моторику, умение соотносить движения со словами, развивать речь;
2. Закрепить умение группировать объекты по цвету;
Продолжить учить узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры;
Учить детей собирать геометрические фигуры, ориентируясь на образец. 1. Утренний прием;
2. Умывание;
3. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Парикмахерская», «Детский сад»…
4. Настольно-печатные игры;
5. Одевание.
3 неделя 1. Пальчиковая игра «Здравствуй солнце золотое»;
2. Пальчиковая игра «Где же наши ручки» (индивидуально)
1. Развить мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма, речь;
2. Развить мелкую моторику пальцев рук, речь. 1. Утренний прием;
2. Сюжетно - ролевая игра «Детский сад», «Салон красоты», «Больница»…;
3. Дидактические игры;
4. Настольно- печатные игры;
5. Одевание.
4 неделя 1. Чтение стихотворения «Заботливое солнышко»;
2. Дидактическое упражнение «Воздушные шары» .
1. Развить память, речь, чувство ритма; закрепить знания о солнце как явлении неживой природы; развить моторику, координацию движений;
2. закрепить знания о шести цветах спектра путем подбора цветов по образцу; активизировать словарь: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый; развить мелкую моторику. 1. Утренний прием;
2. Сюжетно - ролевая игра «Детский сад», «Салон красоты», «Семья»…;
3. Дидактические игры;
4. Настольно- печатные игры;
5. Одевание.
Февраль 1 неделя 1.«Сделай змейку из мозаики»;
2. «Пальчик с пальчиком соедини».
1. Развитие мелкой моторики рук, усидчивости, аккуратности, внимания, рациональности мышления;
2. Развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, развитие речи. 1. Утренний прием;
2. Сюжетно - ролевая игра «Мы волшебники», «Салон красоты», «Семья»…;
3. Дидактические игры;
4. Настольно- печатные игры;
5. Одевание;
6. Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры»
2 неделя 1.«Поможем мишке одеться» (шнуровка);
2. «Найди игрушку в крупе».
1. Шнуровки развивают мелкую моторику.
Игры шнуровки развивают координацию движения ручек (сенсомоторная координация).
Игры шнуровки развивают усидчивость, терпение;
2. Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Развитие фонематических процессов. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов. 1. Утренний прием;
2. Сюжетно - ролевая игра «Детский сад», «Салон красоты», «Семья»…;
3. Дидактические игры;
4. Настольно- печатные игры;
5. Одевание.
6. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей;
7. Консультации для родителей (индивидуальные) на тему: «Речь и пальчики».
3 неделя 1.«Мы построим новый дом…» (выкладывание из палочек);
2. «Волшебный мешочек».
1. Учить детей в выкладывании из палочек дома, забора, дороги.
Развивать мышление, речь, память, внимание;
2. Развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей. Непроизвольное осуществление массажа пальчиков; развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность Утренний прием;
2. Сюжетно - ролевая игра «Детский сад», «Салон красоты», «Семья»…;
3. Дидактические игры;
4. Настольно- печатные игры;
5. Одевание.
6. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей;
7. Папка-передвижка на тему: «Играем пальчиками развиваем речь».
Задачи:
-Дать детям понятие, что руки – это орган осязания.
-Формировать умение различать правую и левую руку.
- Развивать творческое воображение
- Развивать речь, память, логическое мышление.
- Развитие сенсорики.
В ходе этих игр развиваются следующие движения :
• хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние, учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие — двумя руками);
• соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек — пирамид, матрешек и др. ;
• подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
•движения кистей и пальцев рук.
Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Описанные ниже упражнения с использованием различных предметов ребенок может выполнять самостоятельно; они помогут развить силу рук, чувствительность ладоней.
ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПАЛЬЧИКОВЫМ МИНИАТЮРАМ
1. Взрослый показывает миниатюру целиком (сам проговаривает рифмовку и одновременно, в такт словам, выполняет пальчиковые движения)
2. Взрослый садится позади ребенка, как бы обнимает его руками, берет детские ладошки в свои и, манипулируя пальчиками, выполняет отдельные движения.
3. Взрослый и ребенок сидят рядом, выполняют движения одновременно, но текст говорит только взрослый.
4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Проблема: низкий уровень развития общей и мелкой моторики, речи, память, воображения, логическое мышление у детей младшего дошкольного возраста.
Работая с детьми, я увидела в играх пальчиковых, настольных (собирание пазлов, игры с мелкими предметами; игры со строительным материалом, палочками; волшебный мешочек; найди игрушку в крупе;)низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, а стимулируя моторику мы развиваем речь детей.
В этом возрасте наилучший эффект дают пальчиковые игры, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук, развить речь.
1. «Научим куклу Таню играть с пальчиками»
Цель: Приучить детей слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке; соотносить слова с действиями пальцев, развивать речь.
Оборудование: Кукла.
Обогащение словаря: указательный, средний, мизинчик.
2. Игра со строительным материалом «Ох, какой теремок красивый»
Цель: развить конструктивные умения детей, способность по показу строить простые конструкции, радоваться результатам; закрепить в речи название деталей, глагольные формы; развить моторику, умение соотносить движения со словами.
Обогащение словаря: красивый, урчит, пищит, грубый, ревет
Оборудование: мелкий строительный материал.
3. «Давай расскажем сказку»
Цель: Учить детей узнавать персонажей из сказки «Репка»;
Воспитывать навыки драматизации;
Развить моторику, умение соотносить движения со словами, развивать речь.
Обогащение словаря: лает, хрюкает, мычит, крякает, кукарекает.
4. «В гости к нам пришел зайчишка» (занятие по сенсорному развитию)
Цель: Закрепить умение группировать объекты по цвету;
Продолжить учить узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры;
Учить детей собирать геометрические фигуры, ориентируясь на образец.
Обогащение словаря: загудел.
Оборудование: зайчики разных цветов.
5. Пальчиковая игра «Здравствуй солнце золотое»
Цель: развить мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма, речь.
Обогащение словаря: вольный, дубок, край.
6. Пальчиковая игра «Где же наши ручки» (индивидуально)
Цель: развить мелкую моторику пальцев рук, речь.
Обогащение словаря: пляшут.
7. Чтение стихотворения «Заботливое солнышко»
Цель: развить память, речь, чувство ритма; закрепить знания о солнце как явлении неживой природы; развить моторику, координацию движений.
Обогащение словаря: лучик, солнце.
8. Дидактическое упражнение «Воздушные шары»
Цель: закрепить знания о шести цветах спектра путем подбора цветов по образцу; активизировать словарь: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый; развить мелкую моторику.
Обогащение словаря: разноцветные, лента, шар.
Оборудование: шесть воздушных шаров и шесть лент такого же цвета.
9. «Сделай змейку из мозаики»
Цель: развитие мелкой моторики рук, усидчивости, аккуратности, внимания, рациональности мышления.
Обогащение словаря: мозаика, змейка.
Оборудование: мозаика крупная разного.
10. Пальчик с пальчиком соедини
Цели игры: развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, развитие речи.
Оборудование: негромкая музыка.
11. «Поможем мишке одеться» (шнуровка)
Цель: Игры шнуровки развивают мелкую моторику.
Игры шнуровки развивают координацию движения ручек (сенсомоторная координация).
Игры шнуровки развивают усидчивость, терпение.
Обогащение словаря: шнуровка, кеды.
Оборудование: Шнуровка.
12. «Найди игрушку в крупе»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Развитие фонематических процессов. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.
Обогащение словаря: крупа, фигура.
Оборудование: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки.)
13. «Мы построим новый дом…» (выкладывание из палочек)
Цель: Учить детей в выкладывать из палочек дом, забор, дорогу.
Развивать мышление, речь, память, внимание.
Обогащение словаря: мост, палочки, выкладываем.
Оборудование: счетные палочки.
14. Волшебный мешочек
Цель: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей. Непроизвольное осуществление массажа пальчиков; развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность.
Оборудование: «Волшебные мешочки»
Вывод:
1. Отмечалось положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
2. возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память, воображение;
3. удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.
Используемая литература:
1. «Тематические дни и недели в детском саду» Е. А. Алябьева; 2012г.
2. «Большая книга заданий и упражнений по развитию логики малыша» Светлова И. Е. ООО «Издательство «Эксмо», 2012г. ;
3. «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ раннего возраста к условиям ДОУ» Л. В. Белкина ТЦ «Учитель» Воронеж 2010г. ;
4. Т. А. Ткаченко Книга "Развиваем мелкую моторику" «Издательство «ЭКСМО», 2010г. ;
5. О. В. Узорова; Е. А. Нефедова «Пальчиковая гимнастика» Москва АСТ Астрель 2002г.
Работая над проектом я провела родительское собрание по данной теме где рекомендовала и наглядно показала с какими предметами можно в домашней обстановке играть детям и развивать мелкую моторику рук. Это шишки, горох, фасоль, все это можно представить в виде игры: сделайте красивую коробочку, насыпьте в нее горох, и положите конфетку, а ребенку дать задание найти в коробочке сюрприз! Вот так можно заинтересовать ребенка и конечно найти ему занятие.
Были показаны пальчиковые игры, родители наглядно увидели, как можно занять ребенка дома, дав ему прищепки (пусть прицепляет их куда угодно, счетные палочки (строит домик, круглые расчески крутит своими ручками. Были и показаны упражнения для ног: сомни бумагу пальчиками ножек, собери платочек ножками. Все эти упражнения доступны и их можно выполнять дома всем вместе.