Любовь Башманова
Проект по развитию артикуляционной моторики у детей с ОВЗ «Мой веселый язычок!»
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившем в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений. С учетом данного положения и разработан этот проект.
Темочки:
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей.
Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается, к этой категории относятся и дети с задержкой психического развития.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать.
Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Очень серьезно встает вопрос о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста, в том числе и у дошкольников с ОВЗ.
Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и др, одним из них является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения, это совокупность специальных упражнений направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Знакомство детей с артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.
Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной для детей формой.
Дети с интересом пытаются подражать педагогу, повторить его действие. Выполняя вместе с логопедом артикуляционные упражнения, у дошкольников развивается воображение, эмоции, упражняются органы артикуляции.
Исходя из следующего, была выделена педагогическая проблема: сегодня учитель-логопед в условиях, когда дошкольное образование стало первой образовательной ступенью, в процессе коррекционной работы решает максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи. Педагогу необходимо найти оптимальные формы работы с детьми и родителями, направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений.
Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с ограниченными возможностями здоровья был разработан проект «Мой веселый язычок».
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
*ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья,
*аномалиями и нарушениями в строении артикуляционного аппарата,
* необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе * отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Участники проекта : дети группы компенсирующей направленности с ЗПР, учитель – логопед, воспитатели, родители.
Проект является долгосрочным и рассчитан на 2015 – 2016 учебный год.
Цель проекта : создание условий для коррекции нарушений звукопроизношения у детей с задержкой психического развития, посредством применения системы упражнений артикуляционной гимнастики и повышение педагогической компетенции родителей дошкольников.
Реализация данной цели предполагает решение таких ЗАДАЧ, как:
*Показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата детей с ОВЗ.
* Познакомить родителей с приемами работы учителя-логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;
*Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата, объяснить, для чего нужно проводить артикуляционную гимнастику;
*Отработать навыки развития речевых органов в игровой форме в домашних условиях, познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики;
*Обучать родителей способам эффективного взаимодействия с детьми имеющими речевые проблемы и методами закрепления навыков у детей.
Задачи учителя - логопеда:
- провести диагностику состояния артикуляционной моторики у детей;
- подготовить методический материал для просвещения родителей и педагогов о методике проведения артикуляционной гимнастики;
- продемонстрировать способы и приемы проведения упражнений артикуляционной гимнастики.
- показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата детей с ОВЗ и обучать способам эффективного взаимодействия с детьми имеющими речевые проблемы и методам закрепления навыков у детей.
Задачи педагогов:
- совместно с учителем – логопедом, подготовить план работы, картотеку артикуляционных игр и упражнений;
- формировать подвижность органов артикуляционного аппарата и точность выполнения движений и удержания артикуляционной позы максимальное время;
- воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать к активности, самостоятельности, инициативности;
- способствовать активному привлечению родителей к совместной деятельности с ребенком для развития его артикуляционной моторики.
- познакомить родителей с приемами работы по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;
Задачи родителей:
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
- создавать в семье благоприятные условия для проведения артикуляционной гимнастики.
- знать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата и для чего нужно проводить артикуляционную гимнастику;
- отработать навыки развития мышц артикуляционного аппарата в игровой форме в домашних условиях и правила проведения артикуляционной гимнастики;
Гипотеза: качественное и регулярное использование упражнений артикуляционной гимнастики педагогами в процессе ООД и родителями в домашних условиях с детьми способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе; позволяет подготовить артикуляционный аппарат детей к овладению нормами звукопроизношения родного языка.
Ожидаемый результат:
1. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей;
2. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;
3. Активное участие родителей в образовательном процессе детей.
Средства достижения поставленных задач:
- использование упражнений артикуляционной гимнастики в процессе ООД, на прогулке, в повседневной жизни ребенка;
- информационные листы для родителей;
- разработка системы игровых приемов для развития артикуляционной моторики;
- анализ методической литературы по данной теме
1этап - подготовительный (диагностический, информационно-аналитический)
Задачи: провести мониторинг состояния артикуляционной моторики у детей с ЗПР, выяснить образовательные потребности педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах развития мышц артикуляционного аппарата и выполнения упражнений артикуляционной моторики, установить с ними контакт и согласовать воспитательное воздействие на детей;
- изучить методическую литературу по данной теме;
- определить тему, цель, задачи и содержание проекта;
- прогноз результата деятельности
2 этап – основной (практический)
Задачи: разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам развития артикуляционного аппарата детей через участие родителей в практической деятельности.
* родительское собрание: знакомство с проектом «Мой веселый язычок!», мастер – класс «Подружимся с язычком» - повышение педагогической компетенции родителей;
*подготовка наглядного материала, письменных консультаций; информационных стендов:
- Мастер-класс «Зачем язычку делать зарядку» - показать значение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики в развитии моторики артикуляционного аппарата,
- Памятки для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики», «Артикуляционная гимнастика вместе с мамой», «Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики»
- «Самомассаж языка» - познакомить с приемами самомассажа.
*подготовка современных, многофункциональных игр для развития артикуляционного аппарата детей : «Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок», «Звуки речи», «Говорим медленно», «Песенка гласных звуков», «Наглядный материал для автоматизации звуков речи» и др.
*составление перспективного плана проведения артикуляционных игр для педагогов и родителей с детьми;
* включение воспитателем артикуляционных игр в конспекты ООД;
*консультации учителя – логопеда для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» и др.
Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)
Задачи: проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросу усвоения приемов и правил проведения артикуляционной гимнастики и формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка.
Диагностическая работа проводится по разделам согласно методике И. Д. Коненковой и включает логопедическое обследование дошкольников с ЗПР с целью постановки развернутого заключения по результатам логопедического обследования, а так же определения приоритетных направлений профилактической работы.
Систему коррекционно-профилактического процесса можно изобразить в виде круга специалистов: учитель-логопед, воспитатели и родители.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учетом следующих принципов:
*принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой;
*принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития», заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
*принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
*принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
*принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
*принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса. Чтобы добиться этого педагоги и родители должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой. Родители должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния артикуляционного аппарата на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в развитии мышц артикуляционного аппарата, коррекции и профилактики развития речи).
В процессе работы использовались следующие методы:
*словесный (индивидуальные беседы, консультации);
*практический (проведение семинаров-практикумов);
*наглядный (подборка материала, показ презентаций, демонстрация дидактического материала, памятки для родителей, журнал для родителей «Мой говорун»);
*игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики).
Материально-техническое обеспечение: компьютер, зрительные опоры-схемы, на которых графически обозначено поэтапное движение языка, губ, челюсти, положение рта при выполнении того или иного упражнения; логопедические игры и адаптированные сказки по развитию мышц артикуляционной моторики, стихотворные тексты, зеркала, логокуб с изображением поз артикуляционной гимнастики, игрушки для развития дыхания, модели артикуляции звуков - Звуковички, музыкальные инструменты, аудио записи с различными звуками, баночки – «шумелочки», шнуровки, пазлы, мозаика и т. д.)
Оценка качества деятельности
Эффективность проекта можно проследить в следующем:
*Повышение эффективности и качества предоставляемых коррекционно-образовательных услуг.
*Модернизация коррекционно-образовательного процесса путем внедрения компьютерных технологий, технологии совместной деятельности.
Показатели эффективности проекта. Увеличение количества детей с положительной динамикой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей.