Елена Бабикова
Педагогический проект «Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы – фонетика, лексика и грамматика. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории.
Публикация «Педагогический проект „Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОНР“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательно-воспитательного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Современные информационные технологии позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. На сегодняшний день среди современных технических новинок особое место занимает интерактивная доска. Возможности интерактивной доски позволяют включать все органы восприятия: слуховые, зрительные и тактильные. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Учеными установлено, что около 80 % информации человек воспринимает через органы зрения. И когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти. Кроме того, развитие моторики способствует еще и активизации речевых центров, что необходимо для успешного обучения детей.
Проблема
Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а особенно детей с ОНР, т. к. такие дошкольники отличаются плохой устойчивостью внимания и снижением памяти: им тяжело подолгу сосредотачиваться на одном упражнении, они не могут вовремя переключаться с одного объекта на другой, такие дети быстро утомляются и допускают ошибки, что ведёт к снижению эффективности коррекционной работы в целом.
Гипотеза
Если разработать систему коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи с использованием интерактивной доски, то значительно повысится эффективность образовательного процесса, по новому будут использованы в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания, воспитанники научатся высказывать свои суждения, т. к. они становятся полноправными участниками образовательного процесса, активными субъектами, а не пассивными объектами педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Цель: повышение эффективности образовательного процесса за счёт систематизации
коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с использованием
интерактивной доски.
Ожидаемый результат:
1. Повышение результативности коррекционно-развивающей работы с использованием интерактивной доски.
Перспектива:
1. Трансляция результатов проекта.
2. Внедрение в систему работы ДОУ дидактических игр и упражнений с использованием интерактивной доски в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР старшего возраста.
1 этап (сентябрь – ноябрь 2015 года) – планирование работы : изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы;
Задача:
1. Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования интерактивной доски в работе с дошкольниками с ОНР.
2. Составить Мини-медиатеку дидактических коррекционно-логопедических игр на интерактивной доске Smart Notebook в ДОУ и персональном компьютере (ПК) в домашних условиях.
Мероприятия
1. Подбор и изучение научно - методической литературы по использованию интерактивного оборудования в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Составление правил работы с интерактивной доской.
3. Составить карты наблюдения и выявить заинтересованность детей при выполнении заданий в НОД.
4. Подбор мультимедийных презентаций по каждой лексической теме.
1. Составление игр и упражнений в программе Smart Notebook.
2. Составление необходимых методических и дидактических материалов для проведения развивающих занятий.
Участники: Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители.
Результат:
1. Для педагогов - Памятки по использованию интерактивной доски в работе с дошкольниками с ОНР. (Приложение 1) .
- Карты наблюдения по выявлению заинтересованности детей с использованием современных ИКТ. (Приложение 2) .
- Конспекты НОД, картотеки интерактивных игр по разделам : фонематический
слух, грамматический строй речи, активный словарь детей.
-Рекомендации родителям по использованию ИКТ. (Приложение 3) .
2. Для детей - Правила работы с интерактивной доской. (Приложение 4) .
- Мини-медиатека. (Приложение 5) .
2 этап (ноябрь2015 – май 2015) – наблюдение за результативностью использования дидактических игр и упражнений с использованием интерактивной доски, фиксация наблюдений в картах.
Задача
1. Внедрение в систему коррекционно-логопедической работы с детьми ОНР подготовительной к школе группы дидактических интерактивных игр.
Мероприятия
1. Использование в НОД, в подгрупповой и индивидуальной работе развивающих программ «Домашний логопед», «Играй и развивайся», интерактивных игр : «Составь рассказ» - развитие связной речи, «Звуки заблудились» - развитие фонематического слуха, «Различай овощи и фрукты» - дифференциацию понятий "овощи" и "фрукты", «Запомни и повтори» - развитие памяти и внимания.
2. Использование в НОД видеоролики для профилактики зрительных расстройств.
3. Использование в НОД и индивидуальной работе : «Сказка о веселом язычке» - артикуляционная гимнастика с использованием ИД.
4. Разработка рекомендаций для родителей по дальнейшему использованию ИКТ в домашних условиях, а также рекомендаций для педагогов применению ИКТ в воспитательно-образовательной работе.
Участники: Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители.
Результат:
1. Для педагогов
- Внедрение в систему коррекционно-логопедической работы с детьми ОНР подготовительной к школе группы дидактических интерактивных игр
2. Для детей
- Практическое выполнение игр и упражнений с использованием данных развивающих программ.
- Практическое применение гимнастики для глаз «Весёлая неделька»,упражнения на развитие прослеживающей функции глаза.
- Практическое выполнение упражнений логопедической гимнастики.
3 этап (сентябрь 2016 – май 2017) – анализ результатов работы, формулирование выводов о результатах работы по использованию интерактивной доски в работе с детьми с ОНР май 2016.
Задача:
1. Проанализировать эффективность и использования интерактивной доски в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОНР.
2. Повысить компетентность родителей в вопросах использования интерактивных игр в коррекционно-воспитательной работе на интерактивной доске в ДОУ и персональном компьютере (ПК) в домашних условиях
Мероприятия:
1. Анализ карт наблюдения.
2. Мастер – класс для родителей по использованию интерактивных игр.
Участники: Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители.
Результат:
1. Для педагогов – повысилась эффективность образовательного процесса за счёт
систематизации коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с
использованием интерактивной доски.
- Использование информационных технологий в коррекционно-
образовательной деятельности позволило расширить собственные творческие
возможности, обеспечивает максимальную наглядность изучаемого
материала и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников с нарушениями речи.
2. Для родителей: - Использование родителями мини-медиатеки интерактивных игр в домашних условиях.
3. Для детей - использование интерактивных средств помогает создать у детей положительную мотивацию, повысить качество обучения детей с нарушениями речи.
Список литературы
1. Кукушкина О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучениестудентов. Дефектология – М., 2001. – № 3.
2. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13) .
Федорович Л. А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду – Л., 2005. – № 5-6 (8-9).
3. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. – Челябинск, 2004.
4. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.
5. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
6. Ликитина М. Ребенок за компьютером. - М., Эксмо, 2006.
7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988
8. Интерактивные технологии в образовании// учебно-методический ком-плекс// Российский государственный гуманитарный университет. – Москва, 2005. – 21с.
Приложение 1
Памятки по использованию интерактивной доски.
Использование интерактивной доски предъявляет особые требования к созданию в учебных помещениях комфортных условий для восприятия информации:
Согласно нормам СанПиН 2.4.2.1178-02 допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающих гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить ее равномерное освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
Длительность непрерывного применения на занятиях различных технических средств обучения для дошкольников 7 - 10 минут. После занятий необходимо проводить гимнастику для глаз.
Педагог, использующий в своей практике интерактивную доску, должен обладать представлениями об эргономических требованиях к оформлению экранной информации (размер и гарнитура шрифта, цветовые решения, сочетание шрифта и фона и др.) .
Во избежание явлений утомления и снижения работоспособности пользователей интерактивной доской НЕЛЬЗЯ использовать следующие сочетания цветов: желтый шрифт на белом фоне, черный шрифт на сером фоне, одновременное применение большого количества различных цветов и малый размер шрифта.
Приложение 2
Карты наблюдения по выявлению заинтересованности детей с использованием современных ИКТ.
Критерии наблюдения Фиксация результатов наблюдения
- Без использования
- С использованием интерактивной доски интерактивной доски
1. Проявляет внимательность во время инструкции учителя-логопеда.
2. Проявляет активность при выполнении заданий.
3. Активность ребёнка в течение всего занятия.
4. Проявляет удовлетворение, эмоции во время всего задания
5. Проявляет напряжённость, уклоняется от выполнения задания.
6. Реакция детей на анимационные эффекты.
7. Соблюдает правила работы с интерактивной доской.
ИТОГ
Да 2
Не всегда 1
Нет 0
Приложение 3
Десять правил безопасной работы в Интернете для детей
(рекомендации для родителей)
Безопасность детей в сети важно обеспечивать всегда, независимо от того, с какой целью они используют Интернет : для поиска информации, разработки школьных проектов, игр или беседы с друзьями. Прежде чем позволять своим детям выходить в Интернет без Вашего контроля, составьте вместе с ними правила, которых они должны будут придерживаться. Если Вы не знаете, с чего начать, предлагаем ознакомиться с приведенными ниже советами, которые помогут Вам научить детей принципам безопасной работы в Интернете (подробные советы по безопасности детей разного возраста см. tp ://www.microsoft.com/rus/protect/athome/children/default.mspx) :
Объясните детям и установите четкие правила — какие сайты они не должны посещать.
Помогите детям выбрать правильное регистрационное имя и пароль, если это необходимо для общения детей посредством программ мгновенного обмена сообщениями или сетевых игр. Убедитесь в том, что они не содержат никакой личной информации.
Объясните Вашим детям необходимость защиты их конфиденциальности в сети Интернет. Настаивайте на том, чтобы они никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки.
Объясните детям, что люди в Интернете не всегда являются теми, за кого они себя выдают. Не позволяйте детям встречаться лично с их «знакомыми» по Интернету без Вашего наблюдения.
Научите детей доверять интуиции. Если что-нибудь в Интернете будет вызывать у них психологический дискомфорт, пусть дети рассказывают Вам об этом.
Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.
Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование использование чужой работы — текста, музыки, компьютерных игр и других программ — является кражей.
Обращайте внимание, сколько времени проводят Ваши дети в Интернете, чтобы вовремя заметить признаки возникающей интернет-зависимости.
Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредный контент, выяснить, какие сайты посещает ребенок и с какой целью. Однако открытое, честное общение всегда предпочтительнее вторжения в личную жизнь.
Поощряйте детей делиться с Вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми.
Приложение 4
Правила работы с интерактивной доской для дошкольников.
Ребёнок должен подойти так, чтобы лучи проектора падали на спину, и так же выйти.
Приложение 5
Медиатека по лексическим темам
для работы с детьми в подготовительной к школе логопедической группе.