Екатерина Власова
Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Звук-волшебник»
▼ Скачать + Заказать документы
Разделы: Работа с дошкольниками
СЛАЙД 2
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В группах детского сада мы часто наблюдаем детей, речь которых малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносят, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, что и ведет к негативным последствиям. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Публикация «Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста „Звук-волшебник“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Учитывая важность, проблемы по этому вопросу и результаты диагностики в нашей группе был запущен проект по воспитанию звуковой культуры речи посредством дидактических игр и упражнений.
СЛАЙД 3
Проект : “Звук-волшебник”
СЛАЙД 4
Направление: практико-ориентированный
Сроки реализации: Наш проект долгосрочный рассчитан на 1 года. Сейчас середина проекта.
Цель: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи: вы видите на экране
Способы оценки:
диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи детей;
наблюдения;
анализ игровой деятельности дошкольников.
Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции у детей среднего дошкольного возраста.
СЛАЙД 5
На подготовительном этапе:
подобрали и изучили методическую, научную и художественную литературу по теме проекта;
провели диагностическое обследование детей по звуковой культуре речи;
провели родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность;
СЛАЙД 6
подобрали и систематизировали игры и игровые упражнения;
СЛАЙД 7, 8, 9
оформили в группе речевой уголок.
СЛАЙД 10
На деятельностном этапе были проведены следующие мероприятия:
занятия по звуковой культуре речи;
СЛАЙД 11
артикуляционную гимнастику;
упражнения для укрепления гортани и привитии навыков речевого дыхания;
СЛАЙД 12, 13
занятия по продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование);
СЛАЙД 14, 15, 16
дидактические игры,
подвижные игры;
игровые упражнения;
СЛАЙД 17, 18
фонопедические упражнения “Слушание звуков”
СЛАЙД 19
чтение художественной литературы (чистоговорки, скороговорки, стихотворения, загадки на определенный звук);
обыгрывание сказок и составление их самостоятельно
СЛАЙД 20, 21
консультации для родителей;
оформление папок-передвижек;
совместные мероприятия.
СЛАЙД 22
Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Вместе с родителями в группе был оформлен речевой уголок –
“Копилка слов”,
сборник стихов и сказок, придуманных дома.
СЛАЙД 23
На заключительном этапе:
подведение итогов реализации проекта на родительском собрании;
оформление выставки “Звук-волшебник” для родителей и детей;
оформление тематической папки “Дидактические игры для развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста”.
СЛАЙД 24
Критерии отслеживания результативности:
дети правильно произносят гласные и согласные звуки;
дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
отчетливо произносят слова и фразы;
пользуются умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
СЛАЙД 25
Конец
Предлагаем игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей :
Игра “Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем”
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Вариант 1. Педагог предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А.
Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу – в кругу или парами, пропевая заданные педагогом гласные звуки и катая мяч. Педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.
Игра “Стучалочка” Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.
Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О ОО ООО У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков : ААЭ АЭО ААУ
Интонационное выделение слова
Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.
Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.
Вариант 1
Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса).
Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.
Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой:
Например: са-са – идет ЛИСА
Вариант 2
Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:
В: Са-са – ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?
Р: Са-са – ИДЕТ лиса
Вариант 3
Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.
Игра “Будьте внимательными”
Цель. Научить детей правильно произносить звук [щ] в словах.
Содержание. Дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает:
– Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. ( Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”. др.)
Игра “Комары”
Цель. Развивать фонематический слух, закреплять произношение звука [з] в словах.
Содержание. Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа- дети, гуляющие по лесу, вторая – дети, изображающие комаров.
1-я подгруппа:
Комары, комары!
Вы уж будьте добры:
Не кусайте вы меня
Столько раз средь бела дня.
2-я подгруппа:
Отвечали комары:
– Мы и так к тебе добры.
Чтоб тебя нам не кусать,
Должен ты слова сказать
Звонкие, звенящие, комароговорящие.
Дети первой подгруппы говорят слова со звуком [з], а дети второй подгруппы проверяют их правильность.
Игра “ Найди игрушку”
Цель. Закреплять произношение звуков [л] [л?] в словах.
Содержание. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком [л], [ л?]. Дети называют: “ Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла” и т. д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделить в словах голосом звук [л], [л?] так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли его голосом. Неправильные ответы разбираются всей группой.
Методическое сопровождение проекта :
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991.
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4–5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–5 лет. – М. : Изд-во “Ювента”, 2002.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно: Учеб. -метод. пособие по развитию речи детей 3–7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. – СПб. :ИД “Литера”, 2003. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя.
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой. Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Мозайка-Синтез, 2006.
Развитие речи детей 4–5 лет : Метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/ Т. И. Гризик, Л. Е. тимощук. – М. : Просвещение, 2004.
Светлова И. Е. Звук/Ил. А. Проскурякова. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 48 с., ил. – (Божья коровка).
www.ourkids.ru/