Папки-передвижки

Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Звук-волшебник»

Екатерина Власова
Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Звук-волшебник»
▼ Скачать + Заказать документы

Разделы: Работа с дошкольниками

СЛАЙД 2

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В группах детского сада мы часто наблюдаем детей, речь которых малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносят, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, что и ведет к негативным последствиям. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

Публикация «Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста „Звук-волшебник“» размещена в разделах

Учитывая важность, проблемы по этому вопросу и результаты диагностики в нашей группе был запущен проект по воспитанию звуковой культуры речи посредством дидактических игр и упражнений.

СЛАЙД 3

Проект : “Звук-волшебник”

СЛАЙД 4

Направление: практико-ориентированный

Сроки реализации: Наш проект долгосрочный рассчитан на 1 года. Сейчас середина проекта.

Цель: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи: вы видите на экране

Способы оценки:

диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи детей;

наблюдения;

анализ игровой деятельности дошкольников.

Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции у детей среднего дошкольного возраста.

СЛАЙД 5

На подготовительном этапе:

подобрали и изучили методическую, научную и художественную литературу по теме проекта;

провели диагностическое обследование детей по звуковой культуре речи;

провели родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность;

СЛАЙД 6

подобрали и систематизировали игры и игровые упражнения;

СЛАЙД 7, 8, 9

оформили в группе речевой уголок.

СЛАЙД 10

На деятельностном этапе были проведены следующие мероприятия:

занятия по звуковой культуре речи;

СЛАЙД 11

артикуляционную гимнастику;

упражнения для укрепления гортани и привитии навыков речевого дыхания;

СЛАЙД 12, 13

занятия по продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование);

СЛАЙД 14, 15, 16

дидактические игры,

подвижные игры;

игровые упражнения;

СЛАЙД 17, 18

фонопедические упражнения “Слушание звуков”

СЛАЙД 19

чтение художественной литературы (чистоговорки, скороговорки, стихотворения, загадки на определенный звук);

обыгрывание сказок и составление их самостоятельно

СЛАЙД 20, 21

консультации для родителей;

оформление папок-передвижек;

совместные мероприятия.

СЛАЙД 22

Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Вместе с родителями в группе был оформлен речевой уголок –

“Копилка слов”,

сборник стихов и сказок, придуманных дома.

СЛАЙД 23

На заключительном этапе:

подведение итогов реализации проекта на родительском собрании;

оформление выставки “Звук-волшебник” для родителей и детей;

оформление тематической папки “Дидактические игры для развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста”.

СЛАЙД 24

Критерии отслеживания результативности:

дети правильно произносят гласные и согласные звуки;

дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

отчетливо произносят слова и фразы;

пользуются умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

СЛАЙД 25

Конец

Предлагаем игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей :

Игра “Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем”

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Педагог предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А.

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу – в кругу или парами, пропевая заданные педагогом гласные звуки и катая мяч. Педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра “Стучалочка” Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О ОО ООО У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков : ААЭ АЭО ААУ

Интонационное выделение слова

Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.

Вариант 1

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса).

Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.

Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой:

Например: са-са – идет ЛИСА

Вариант 2

Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:

В: Са-са – ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?

Р: Са-са – ИДЕТ лиса

Вариант 3

Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.

Игра “Будьте внимательными”

Цель. Научить детей правильно произносить звук [щ] в словах.

Содержание. Дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает:

– Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. ( Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”. др.)

Игра “Комары”

Цель. Развивать фонематический слух, закреплять произношение звука [з] в словах.

Содержание. Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа- дети, гуляющие по лесу, вторая – дети, изображающие комаров.

1-я подгруппа:

Комары, комары!

Вы уж будьте добры:

Не кусайте вы меня

Столько раз средь бела дня.

2-я подгруппа:

Отвечали комары:

– Мы и так к тебе добры.

Чтоб тебя нам не кусать,

Должен ты слова сказать

Звонкие, звенящие, комароговорящие.

Дети первой подгруппы говорят слова со звуком [з], а дети второй подгруппы проверяют их правильность.

Игра “ Найди игрушку”

Цель. Закреплять произношение звуков [л] [л?] в словах.

Содержание. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком [л], [ л?]. Дети называют: “ Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла” и т. д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделить в словах голосом звук [л], [л?] так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли его голосом. Неправильные ответы разбираются всей группой.

Методическое сопровождение проекта :

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991.

Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4–5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–5 лет. – М. : Изд-во “Ювента”, 2002.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно: Учеб. -метод. пособие по развитию речи детей 3–7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. – СПб. :ИД “Литера”, 2003. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя.

Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой. Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Мозайка-Синтез, 2006.

Развитие речи детей 4–5 лет : Метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/ Т. И. Гризик, Л. Е. тимощук. – М. : Просвещение, 2004.

Светлова И. Е. Звук/Ил. А. Проскурякова. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 48 с., ил. – (Божья коровка).

www.ourkids.ru/

Публикации по теме:

Фронтальное занятие по звуковой культуре речи для детей с ОНР «Звук [У]» (старшая группа, первый год обучения) Диагноз: ОНР II - III уровень. Цель: сформировать понятие о звуке [у], закрепить его в слогах, словах.

Интегрированное занятие по звуковой культуре речи в средней группе «Звук [Л]-[Л’]»Интегрированное занятие по звуковой культуре речи в средней группе «Звук [Л]-[Л’]» Интегрированное занятие по звуковой культуре речи в средней группе. Звук [Л], [Л’]. Программное содержание: Учить вслушиваться в звучание.

Конспект индивидуального занятия по звуковой культуре речи «Звук [Л]» Тема: звук Л. Цель: автоматизация звука «Л» в слогах, словах, предложениях, спонтанной речи Задачи: Коррекционно-образовательные: - расширять.

Конспект ООД по звуковой культуре речи «Звук [З] и [Ж]» Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Муниципальное бюджетное дошкольное.

Конспект подгруппового занятия по звуковой культуре речи в средней группе компенсирующей направленности, звук [с] Тема: Занятие по звуковой культуре речи в средней группе, звук [с] Цель: Воспитание правильного произношения звука [с] изолированно, в слогах,.

Конспект подгруппового занятия по звуковой культуре речи в средней группе компенсирующей направленности «Звук [ц]» Тема: Знакомство со звуком [ц] Цель: Воспитание правильного произношения звука [с] изолированно, в слогах, словах. Задачи: * образовательные:.

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [М]» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО З. К. Р. звук «М». Образовательные области: Коммуникация, познание, социализация. Задачи: 1. Упражнять в отчетливом произношении.

Конспект занятия по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]» Программные задачи: 1. Образовательные: -Упражнять детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук Ф и звукоподражательные слова.

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [У]» Программное содержание: Учить четко артикулировать звук «у» (изолированно, в звукосочетаниях, словах, произносить его на одном выдохе;.

Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [К]» Цели: Учить отчетливо произносить слова и звукоподражания со звуком (К, закреплять произношение звука (К) в словах и фразовой речи; упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Звук-волшебник»
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 17:33
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Звук-волшебник»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Власова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД