Татьяна Колбасова
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [М]»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО З. К. Р. звук «М».
Образовательные области: Коммуникация, познание, социализация.
Задачи:
1. Упражнять в отчетливом произношении звука «М» изолированно в словах и во фразовой речи. Характеристика звука «М».
2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи „Звук [М]“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
3. Выделять первый и последний согласный звук «М».
4. Закреплять понятия «звук, слог, слово».
5. Развивать ритмические стороны речи.
6. Воспитывать уважительное отношение друг к другу. Внимательно выслушивать ответы ребят, не перебивать.
Создание условий: волшебная палочка, корзина с подарками (изюм, гном, матрешка, бегемот, мыло, масло, маска, машина, малина, молоко, морковь, мышь, избушка, туесок с угощением, елки, листья осенние для физминутки, костюмы Машеньки и Мишутки.
Словарь: мыло, малина, машина, молоко, мак, ком, мышь, изюм, майка, масло, морковь, альбом, бегемот, матрешка, гном.
Предварительная работа: чтение сказки Л. Н. Толстого «Три медведя», просмотр иллюстраций к ней, просмотр сказки на DVD, показ настольно-плоскостного театра, слушание в аудиозаписи.
Ход занятия.
Воспитатель: дети, сегодня у нас гости, поздоровайтесь с ними. (Здороваются).
У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать. Путешествие мы совершим с помощью фантазии. Закройте глазки –«1, 2, 3, двери в сказку отвори». Откройте глаза.
Но, что это? Где мы? (под фонограмму «звуки леса» Маша идет имитируя сбор грибов и приговаривает: (загадка-стихотворение)
«Маша в чаще заблудилась,
К трем медведям в дом явилась.
Суп из миски похлебала,
Стульчик маленький сломала»
Воспитатель: догадались, какая это сказка (ответы детей)
Машенька очень огорчилась, что сломала у Мишутки стульчик. Она хочет отнести подарки и сейчас вам об этом расскажет:
«Мишутка учится говорить.
Правильные звуки произносить.
Надоело спать в берлоге,
Делит он слова на слоги»
Воспитатель: давайте и мы потренируем язычок.
Артикуляционная гимнастика.
Сказка о веселом язычке.
Жил-был язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.
Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам. (Упр. «Лягушка»)
1. Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошел дальше. Видит лошадка детей катает. Сел он на лошадку и тоже поскакал.
2. Язычком пощелкай громко - стук копыт услышишь звонкий. (Упр. «Лошадка»). Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях качаться.
3. На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз, я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз. (Упр. «Качели»). Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.
4. Я-индюк «балды-балда», разбегайтесь кто куда. (Упр. «Индюк»)
Испугался Язычок и побежал домой к маме. А мама напекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы облизать.
5. Ох и вкусное варенье! Жаль осталась на губе. Язычок я подниму и остатки оближу. (Упр. «Вкусное варенье»). Поел Язычок и решил чаю попить.
6. Язычок мы к носу тянем. Чашку с чаем представляем. (Упр. «Чашечка»).
Попил чаю и пошел спать. А перед сном надо чистить зубки. Давайте и мы почистим зубки.
7. Зубки надо чистить дважды: каждое утро и вечер каждый. (Упр. «Чистим зубы»).
Игра. Произношение изолированного звука.
Раз, два - повернись и в животных превратись. Изобрази и покажи как мычит корова. «Мму» громко, а теленок – «мму» ,тихо, козленок «ммээ».
Изобрази как мурлычет ласковая кошечка «ммурр».
Раз, два - повернись и в ребяток превратись.
-Анализ артикуляции звука.
Открываем ротик, губы смыкаем. Язык прижат к нижним зубам. Прибавляем голос (м-м-м). Горлышко поет? (проверяем).
-Характеристика звука «м».
-Как вы думаете этот звук гласный или согласный?
-Дети: согласный.
-Воспитатель: Почему звук «м» согласный?
-Дети: Звук «м»согласный потому что есть преграда для прохождения воздуха.
Что мешает? Губы мешают прохождению воздуха.
Игра «Поймай звук». (развитие фонематического слуха)
(Хлопни в ладоши когда услышишь звук «м»)
а)на уровне ряда звуков : Н, Г, М, З, В, М, Р, П, М, Ж, Р, М, М, М.
б) на уровне ряда слогов: МА-РО-НУ-АМ-МО-МУ-ВА-МЫ.
-Воспитатель: Дети, а слоги эти что обозначают?
-Дети: (ничего не обозначают).
-Воспитатель: Если слоги начинают дружить, например, «ма-ма», то что получается?
-Дети: Слово
в)на уровне слов.
-Воспитатель: Правильно, слова всегда что-то обозначают.
Сегодня мы будем называть слова, которые обозначают предметы.
Эти предметы лежат у Маши в корзинке.
Маша будет доставать предметы из корзинки, а вы их называть.
И находить место звука в слове. (вначале, середине, в конце).
Игра «Машины подарки».
Игра – чистоговорка:
Ама-ама, ма-ма.
Ума-ума, ду-ма.
Ома-ома, То-ма.
Има-има, Ди-ма
Воспитатель: в лес осенний на прогулку приглашаю я пойти. Нужно нам в лесу Мишутку косолапого найти.
Какой лес осенний красивый. Давайте поиграем.
Игра-физминутка под фонограмму «Листики осенние»
«Мы листики осенние на веточках сидели. (сидят на корточках)
Ветер подул и мы полетели. (руки в стороны побежали)
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Повертел их, покружил и на землю опустил.» (покружились, сели.)
Деление слов на слоги.
Выходит Мишутка.
-Расплясался не на шутку, а зовут меня Ми-шут-ка. (каждый слог протопывает ногами).
-Воспитатель: Как его зовут?
Дети: Ми-шут-ка.
-Мишутка:
«На поляне дом стоит, ну, а в домик путь закрыт.
Я ворота открываю, в гости в домик приглашаю.
Имя по слогам скажи и в ворота поспеши!»
Двое детей делают «ворота»остальные поочередно проходят через них, произнося свое имя и протопывая слоги ногами. Затем садятся на стульчики.
Игра «Машины подарки».
Воспитатель: Мишутка, с нами у тебя в гостях Машенька, она нечаянно сломала твой стульчик. А еще она приготовила тебе подарки. Дети, давайте вместе назовем подарки по слогам.
(Дети называют подарки хлопая в ладоши)
Мишутка, сейчас дети будут дарить тебе подарки, слушая удары музыкального молоточка. На один удар нужно взять подарок, в названии которого один слог, на два - два слога, на три-три слога. Складывая подарок в корзину Мишуткину, надо называть его по слогам.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Мы с вами называли подарки словами из одного, двух и трех слогов.
Вот, Мишутка, тебе подарки от Машеньки.
Мишутка: Ох, спасибо вам, детишки! Угощу всех вкусной шишкой.
Выносит корзину с угощением. Отдает воспитателю, уходит.
-Воспитатель: Вот ушел Мишутка в лес и в берлогу спать полез.
И нам пора возвращаться в детский сад. (вкл. фоногр. «Звуки леса»)
Глазки закрывайте. 1, 2, 3, 4, 5 - стали птички щебетать.
Будем глазки открывать и подарки получать.
-Понравилось путешествие в сказку? (ответы детей)
-Что нового вы узнали?
-Учились находить звук «м» в словах. Делить слова на слоги.
-Воспитатель: Молодцы дети, вы хорошо занимались, а теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем смотреть Мишуткины подарки.