Любовь Лавриненко
Психологическая прогулка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая прогулка в детском саду: важность и организация
Детский сад — это первое образовательное учреждение, где ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром и обществом. Психологическое благополучие детей играет главную роль в их развитии, и одним из эффективных способов снятия эмоциональной нагрузки является психологическая прогулка. Что такое психологическая прогулка, почему она важна и как правильно организовать ее в условиях детского сада.
Что такое психологическая прогулка? Как говорится в японской пословице "Пока не попробуешь, не поймешь"
Психологическая прогулка — это специально организованная деятельность, направленная на снижение психоэмоционального состояния ребенка через взаимодействие с природой, играми и психологическими заданиями. От обычной прогулки она отличается тем, что включает элементы двигательных заданий, арт-терапии, телесно-ориентированных практик (йоги, игр на развитие эмоционального интеллекта, рефлексии. Основная цель такой прогулки — создать условия для снятия психоэмоционального напряжения, повышения стрессоустойчивости, самооценки и улучшения межличностных отношений среди детей.
В чем важность психологической прогулки для педагогов-психологов и детей?
Как часто не хватает времени у педагога-психолога для того чтоб охватить всех детей, нуждающихся в снятии напряжения. Психологическая прогулка решает временную проблему не лишая при этом ребенка режимного момента в детском саду, а наоборот в игровой форме наполняет и обогащает способами снижения стресса.
Снятие стресса. В современном детском саду дети часто испытывают повышенную нагрузку это и занятия, кружки, подготовка к утренникам, конкурсам и тд. ведь в дошкольный период, происходит интенсивное обучение и социализация. Прогулки помогают детям переключиться и мышечное напряжение. Психологическая же прогулка помогает снять накопившееся эмоциональное напряжение, побыть наедине с природой.
Развитие эмоционального интеллекта. Во время прогулок дети учатся распознавать и выражать свои эмоции. Это позволяет лучшему пониманию себя и окружающих. Дети учатся решать конфликтные ситуации, проигрывая их при помощи этюдов
Здоровье. Свежий воздух, двигательная активность и взаимодействие с природой положительно влияют на физическое и психологическое здоровье детей. Прогулки улучшают работу дыхательной системы, укрепляют иммунитет и способствуют гармоничному физическому развитию. На Психологических прогулках дети учатся правильно дышать, двигаться, находить способы расслабления.
Творческая составляющая прогулки: элементы арт-терапии и творческие задания, во время прогулки, развивают воображение, творческое мышление. Дети получают возможность выразить свои чувства и мысли через рисунки, поделки, игры.
Социализация детей. Групповые, подгрупповые и индивидуальные психологические прогулки помогают детям развивать навыки общения, умения сотрудничать и бесконфликтному общению. Это особенно важно для психологической готовности к школе. Так как социальные взаимодействия в школе играют важную роль.
Как спланировать психологическую прогулку в детском саду?
Планирование психологической прогулки требует тщательного подхода и учета возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, а также учет и места проведения и погодных условий:
- выбор место для прогулки, это может быть площадка (территория) детского сада, парк, лесопарк главное, чтобы территория была безопасной и подходила для активных игр и творческих занятий.
- определить цель прогулки, как правило она будет зависть от той группы детей, для которых эта прогулка планируется. Например, это может быть снятие напряжения у тревожных детей или детей с гиперреактивностью.
Цели будут определять выбор заданий и игр.
- Составить технологическую карту прогулки, которая будет включать разнообразные задания и игры в определенном порядке. Двигательная активность, игры на развитие и саморегуляции, эмоционального интеллекта, элементы арт-терапии, релаксации и рефлексии. Это и рисование, создание коллажей из природных материалов (листьев, шишек, цветов).
- Игры с элементами йоги или психологической гимнастики, массажа, направленные на расслабление и концентрацию внимания.
- Ролевые игры и этюды, где дети изображают разные эмоции (радость, грусть, удивление).
- Командные игры, такие как "Магнит", "Кого не стало", которые учат детей сотрудничеству и взаимопомощи.
Природа сама по себе обладает успокаивающим эффектом и стимулирует детей на двигательную активность, а если она тщательно спланирована с учетом психологического состояния детей, это делает её идеальным инструментом для развития эмоциональной сферы ребёнка. В организацию психологической прогулки можно включить:
- игры с природным материалом. Предложите детям собирать различные листья, шишки, камни, веточки, цветы. Они могут стать основой для творчества и арт-терапевтических упражнений. Составить из собранных листьев картину, узор или свое настроение, а затем сочинить историю.
- элементы арт-терапии на природе обладают успокаивающим эффектом. Можно рисовать, лепить на земле, песке или камнях. Это позволяет детям выразить внутренние накопившиеся эмоции, развивать свою фантазию, воображение. Можно также нарисовать лицо на камне или дереве, добавив черты лица, и попросить детей описать характер персонажа, которого они создали.
- Сенсомоторное развитие, через сенсорные дорожки из различных природных материалов: камней, песка, воды, мха, коры деревьев, травы. Ходьба босиком по таким дорожкам помогает детям развить тактильные ощущения и лучше почувствовать природу вокруг. Развивать речь детей с помощью тактильных ощущений "Какой материал приятнее? На каком комфортно?"
- Эмоциональное взаимодействие с природой дает возможность детям расширить свой опыт в ассоциативном мышлении. Выбрать природный объект или предмет, который ассоциируется у них с каким-то чувством или настроением. Например, песок сухой может вызывать ощущение спокойствия, а мокрый — чувства не комфортности. Обсудить с детьми, почему они выбрали именно этот объект или предмет вызывает именно такие эмоции.
- Организация игр на создание «укромных уголков», в которых дети создают свои маленькие укрытия или "домики" из веток, ткани, природных объектов (деревья, пни). Это занятие развивает фантазию и пространственное мышление, а также даёт детям ощущение безопасности и комфорта.
- Слушание звуков природы релаксация: пение птиц, шелест листьев, шум ветра. Попросите их закрыть глаза и послушать, какие звуки они слышат. Затем обсудите, какие эмоции вызывают эти звуки или сочинить сказку по кругу.
- Использование элементов сказкотерапии на природе, дает возможность детям развивать воображение, проработать страхи при помощи сказочной истории, на основе природных объектов и звуков. Например, стук дятла –сигнал о помощи или кривое дерево заколдованный рыцарь и др.
- Музыкальные, логоритмические игры, создавать музыку с помощью палочек по стволу дерева, камень о камень, шуршать листьями, бросать камешки в воду и тд. Это помогает развить слуховую чувствительность, темп, ритм. Природные материалы становятся инструментами для выражения чувств и мыслей, а совместная работа над созданием "новых звуков" укрепляет социальные связи внутри группы.
- Работа с песком и водой на песочной горке. Можно строить песочные замки, провести пальчиковую, нейрогимнастику на песке. Вода и песок обладают успокаивающим эффектом и стимулируют моторику рук.
- «Фотографирование» природы дети запоминают интересные и необычные моменты природы формы камней, красивые цветы, причудливые коряги. Это развивает внимание, память, речь. После прогулки можно обсудить и узнать, что именно привлекло внимание каждого ребёнка. Игра «Фотограф».
- Таким образом: Психологическая прогулка — это эффективный метод поддержки психологического, физического, эмоционального состояния детей. Психологическая прогулка представляет собой уникальное сочетание досуга и образовательной деятельности в детском саду. Элементы физической активности, творчества и социального взаимодействия дают возможность всестороннего развития ребенка.