Юлия Кудливская
Проект по познавательно-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста «Страна сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по познавательно-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста
«Через сказку,фантазию,игру,через
неповторимое детское творчество –
верная дорога к сердцу ребёнка.
Сказка, фантазия - это ключик,
с помощью которого можно открыть
эти истоки, и они забьют
животворными ключами …»
В. А. Сухомлинский.
1. Вводная часть:
Публикация «Проект по познавательно-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста „Страна сказок“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Проблема: в силу жизненных обстоятельств, а именно занятости родителей, у детей слабо сформирован интерес к сказкам, особенно авторским. Порой уровень знаний детей в этом направлении остаётся низким, дети знают только сказки для маленьких, не знают героев, не могут отгадывать загадки по сказкам, не могут по иллюстрации назвать персонаж. Дома мало книг, книги не по возрасту, иллюстрации не рассматриваются, не беседуют по сказкам.
Актуальность: Сказка это школа нравственности, «окошко» в большой мир, она представляет особую значимость для духовной основы развития личности в детские годы. Значит, взрослый должен стараться воспитать в современном ребенке грамотного читателя, приобщить его к литературе, воспитать высококультурного и творческого человека.
Цель проекта: формирование познавательного интереса старших дошкольников к авторской сказке.
Задачи проекта:
Задачи для педагогов:
Образовательные:
- Учить узнавать сказки;
- Учить передавать содержание сказок;
- Знакомить с авторами сказок;
- Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и
моделях поведения;
- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий;
- Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературу.
Развивающие:
- Формировать интерес к книгам;
- Формировать потребность в чтении сказок;
- Совершенствования умения художественно-речевой деятельности;
- Развивать коммуникативные умения;
- Развивать у детей социальные умения и навыки поведения;
- Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления
подражать положительным героям сказок;
- Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности;
- Развивать воображение, фантазию, мышление;
- Создавать условия для активного включения детей в речевую, художественную,
игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Воспитывающие:
- Воспитывать уважение и любовь к сказкам;
- Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения,
стремление делиться впечатлениями;
- Воспитание бережного отношения к книгам.
Задачи для детей:
- внимательно слушать сказки, включаться в беседу по их содержанию;
- отвечать на вопросы по тексту сказки, пересказывать сказки;
- узнавать сказки по заданию, в загадках;
- собирать кубики по сказкам;
- передавать содержание сказки с помощью картинок, в рисунках, играх;
- беречь книги.
Задачи для родителей:
- прививать детям любовь к сказкам;
- поддерживать интерес к сказкам, желание их слушать, рассматривать иллюстрации;
- организовывать просмотр мультфильмов по сказкам;
- проводить этические беседы по сказкам;
- поддерживать педагогов в проведении проекта.
Вид проекта: коллективный.
Тип проекта: познавательно - творческий, художественно - игровой.
Предмет исследования: сказки отечественных и зарубежных авторов.
Проблема исследования: дети, которые не знакомы со сказками и не познали уроков нравственности через сказку, испытывают трудности в развитии, в речевом и в социальном общении. У них возникают проблемы в приобщении к социальному миру и в формировании личности.
Гипотеза:чем больше дети знают сказок, тем эффективнее у них формируется познавательный интерес к сказкам, тем больше нравственных эталонов они усваивают, а значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру, тем полноценнее будет основа для формирования личности.
Участники проекта: дети старших групп – 50 чел., родители – 50 чел., воспитатели – 4 чел., специалисты ДОУ – 4 чел.
Направленность развития деятельности:комплексная.
Продолжительность:5 месяцев (1 июня 2015 г. -12 ноября 2015 г.)
Ожидаемый результат:
развитие духовно-богатой личности ребенка как активного участника проекта, проявляющего интерес к авторским сказкам; создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
Конечный результат: викторина на тему «Путешествие по стране сказок».
Ресурсное обеспечение: в группах создана мини - библиотека с портретами авторов сказок, театрально – игровой центр; использование музыкального зала для викторины, экскурсия в городскую библиотеку.
Этапы работы:
I этап. Ориентировочный:
1. Определение темы (проблемы проекта).
2. Анализ пространственно-предметной среды группы.
3. Выявление уровня знания детьми авторских сказок.
3. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
II этап. Моделирующий:
1. Создание творческой группы педагоги – родители - специалисты и планирование ее
работы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
2. Разработка проекта «Страна сказок».
3. Обсуждение проекта в творческой группе.
4. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.
III этап. Деятельностный:
1. Создание мини - библиотеки в группе, театрально – игрового центра.
2. Экскурсия в библиотеку города.
3. Советы родителям по реализации цели проекта в домашних условиях.
3. Внедрение проекта в педагогический процесс ДОУ.
IV этап. Оценочный:
1. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
2. Проведение викторины «Путешествие по стране сказок».
Пути реализации проекта:
Содержание работы с детьми:
1. Беседа «Что такое сказка?».
2. Чтение разных сказок.
3. Знакомство с авторами сказок.
4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
5. Иллюстрирование прочитанных сказок.
6. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
7. Загадывание загадок о сказках, героях сказок.
8. Игры с кругами Луллия.
9. Игры с кубиками «Сложи сказку».
10. Просмотр мультфильмов по сказкам.
11. Прослушивание песен из фильмов – сказок.
12. Обыгрывание ситуаций в сюж/ рол. игре «Библиотека».
Взаимодействие с родителями:
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
2. Домашние задания родителям и детям.
3. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
4. Рекомендации в чтение сказок с детьми.
5. Участие в экскурсии в библиотеку.
6. Изготовление декораций и атрибутов к викторине.
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:
Музыкальный руководитель:
прослушивание песен из фильмов – сказок;
разучивание танцев из сказок;
составление попурри из песен.
Инструктор по физкультуре:
проведение спортивных игр, аэробики с опорой на сказочные сюжеты и с участием сказочных персонажей.
План:
1. Июнь I неделя - Определение темы, разработка проекта
Анализ пространственно-предметной среды группы.
Выявление уровня знания детьми авторских сказок.
Создание творческой группы, обсуждение проекта
Сбор информации, литературы, дополнительного материала
Создание мини - библиотеки в группе, театрально – игрового центра
Советы родителям в виде ширмы – передвижки
Создание галереи авторов – сказочников
II-III неделя - Знакомство с творчеством В. Г. Сутеева:
«Под грибом», «Мешок яблок», «Петух и краски», «Кораблик»,
«Мышонок и карандаш».
Беседа, пересказ.
Просмотр мультфильмов:
«Под грибом»,«Мешок яблок».
Рисование по сказке «Под грибом».
Инсценировка сказки «Под грибом»,
IV неделя - Знакомство с творчеством К. И. Чуковского :
«Доктор Айболит»,«Мойдодыр»,«Тараканище»,«Муха – цокотуха»,
«Федорино горе».
Беседа, пересказ.
Просмотр мультфильмов:
«Мойдодыр», «Федорино горе».
Рисование по сказке «Мойдодыр».
Спортивная эстафета «Кто быстрее принесёт посуду».
Инсценировка сценок по сказке «Доктор Айболит»
2. Июль I-II неделя -Знакомство с творчеством Н. Носова :
«Приключения Незнайки и его друзей».
Знакомство с творчеством А. Волкова:
«Волшебник Изумрудного города»
Беседа. Просмотр отрывков из мультфильма «Приключения Незнайки
и его друзей».
III неделя -Знакомство с творчеством А. Н. Толстого: «Буратино».
Беседа. Просмотр отрывков из одноимённого фильма и мультфильма.
Прослушивание песен из одноимённого фильма.
Спортивная эстафета «Кто быстрее от Лисы и Кота Базилио»
IV неделя -Знакомство с творчеством А. С. Пушкина:
«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне»,
«Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане»
Знакомство с творчеством П. Ершова: «Конёк – Горбунок».Беседа.
Просмотр отрывков из мультфильма по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»
Настольная игра «Собери кубики».
3. Август I-II неделя - Знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена:
«Дюймовочка»,«Гадкий утёнок»,«Стойкий оловянный солдатик»,
«Снежная королева»,«Принцесса на горошине»,
«Огниво», «Оле Лукойе».
Беседа. Просмотр отрывков из мультфильмов по сказкам:
«Дюймовочка», «Гадкий утёнок», «Снежная королева», «Оле Лукойе».
Рисование по сказке «Дюймовочка».
Постановка танца по сказке "Дюймовочка».
Настольная игра «Круги Луллия».
III-IV неделя - Знакомство с творчеством Ш. Перро :
«Красная шапочка»,«Золушка»,«Кот в сапогах»,«Мальчик с пальчик»,
«Спящая красавица».
Беседа. Просмотр мультфильмов:
«Кот в сапогах», «Красная шапочка».
Просмотр отрывков из фильма «Красная шапочка».
Прослушивание песен из фильма «Красная шапочка».
Настольная игра «Собери кубики», «Круги Луллия».
Аэробика по сказке «Красная шапочка».
4. Сентябрь I-II неделя - Знакомство с творчеством Бр. Гримм:
«Бременские музыканты», «Белоснежка», «Горшочек каши»,
«Ёж и заяц», «Розочка и беляночка» Беседа
Просмотр мультфильма «Бременские музыканты».
Прослушивание песен из мультфильма «Бременские музыканты».
Спортивная эстафета «Кто быстрее».
Постановка танца по сказке «Бременские музыканты».
Настольная игра «Круги Луллия».
Инсценировка по сказке «Бременские музыканты».
III-IV неделя -Знакомство с творчеством Р. Киплинга:
«Маугли», «Рики Тики Тави», «Кошка, которая гуляла сама по себе»,
«Слонёнок».
Беседа. Просмотр мультфильмов «Маугли», «Рики Тики Тави», «Слонёнок».
Настольная игра «Круги Луллия».
5. Октябрь I неделя - Знакомство с творчеством А. Милна: «Вини Пух и все – все».
Беседа. Просмотр одноимённого мультфильма.
II неделя - Знакомство с творчеством А. Линдгрен: «Малыш и карлсон».
Беседа. Просмотр одноимённого мультфильма.
Настольная игра «Круги Луллия».
III неделя - Знакомство с творчеством Д. Родари :
«Волшебный барабан»,«Приключения Чипполино».
Беседа. Просмотр мультфильма «Приключения Чипполино».
Настольная игра «Круги Луллия». п
IV неделя - Экскурсия в городскую библиотеку. Подготовка к викторине
КВН по сказкам. Прослушивание песен из фильмов – сказок:
«Буратино»,«Золушка», «Бременские музыканты», «Красная шапочка».
Написание сценария, продумывание его проведения.
Постановка танцев, физминутки,спортивной эстафеты.
Изготовление атрибутов.
Итог: Ноябрь - Викторина «Путешествие в страну сказок». Подведение итогов.
Анализ:
Наша работа проводилась в течение 5 месяцев. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сопереживать героям, усвоили нравственные эталоны поведения. А самое главное у них стал формироваться познавательный интерес к сказкам и их авторам. Дети узнают теперь сказку не только по иллюстрации, но и в загадках, по герою, по автору, по сказочному предмету, песне и даже танцу. Они научились беречь книги. У детей появилось желание не только рассмотреть книгу, но и прочитать её, пересказать и инсценировать.
Вывод:
Цель проекта: формирование познавательного интереса старших дошкольников к авторской сказке – достигнута.
Гипотеза: «чем больше дети знают сказок, тем эффективнее у них формируется познавательный интерес к сказкам, тем больше нравственных эталонов они усваивают, а значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру, тем полноценнее будет основа для формирования личности» - доказана.
Результатами, итогом проекта стала викторина «Путешествие по стране сказок», которая выявила у детей высокий уровень знаний, а самое главное – высокий познавательный интерес к сказкам.
Дети приобрели:
1. Устойчивый интерес к сказкам.
2. Нравственные эталоны отношений и поведения.
3. Желание рассмотреть иллюстрации и прочитать сказку.
4. Желание инсценировать сказки и включать их в своё творчество.
5. Богатый багаж сказок.
Дети научились:
1. Узнавать сказки.
2. Пересказывать сказки.
3. Отвечать на вопросы по содержанию сказок.
4. Оценивать поступки героев и подражать положительным персонажам.
5. Отражать свои чувства к сказкам в продуктивных видах деятельности.
6. Бережно относиться к книгам.
Литература:
1. Н. В. Гавриш, О. С. Ушакова. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «
Сфера» 2007.
2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. - М. : Мозайка-Синтез, 2008.
3. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи. - М. : Линка-Пресс, 2003.
4. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М. : Просвещение, 2001
5. Гурович Л. М. Ребенок и книга: книга для воспитат. дет. сада-М. : Просвещение,1992.
6. Кабачек О. Сказки в век компьютера. /О. Л. Кабачек. - М. : Либерия,2001.
7. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст).
- М. : Педагогика, 1999.
8. Михайлова А. Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. - М. : ВЦХТ, 2002.
9. Стрелкова. Л. П. Уроки сказки. - М. : Просвещение, 1990.
10. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М. : Просвещение, 1997.