Бэлла Вербицкая
Формы и методы вовлечения родителей в совместную музыкально-образовательную деятельность. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа воспитания разработанная в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования имеет главную цель: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Сотрудничество с родителями воспитанников является одним из ключевых условий эффективности воспитания, а также способствует становлению эмоционального контакта между родителями и детьми, с целью укрепления детско-родительских отношений, при помощи совместной деятельности.
Цель ДОУ - изменить отношение родителей из «стороннего наблюдателя» в «активного участника», решая при этом следующие задачи:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
• поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Одна из главных задач музыкального руководителя – познакомить детей с миром искусства и музыки, научить их понимать его, наслаждаться им, а также развивать музыкальные и творческие способности. Поэтому сотрудничаю с родителями воспитанников и использую различные формы и направления взаимодействия с ними, обеспечивая тем самым художественно - эстетическое развитие дошкольников.
Для успешной реализации совместной деятельности необходимы направления деятельности по работе с семьями:
1) знакомство с семьями, (анкетирование, опросы, беседы, тренинги); В поисках интересных методов и приемов я использую информационно – аналитические методы, такие как тестирование и анкетирование на темы: • «Выявление у детей интереса к музыкальным занятиям», • «Музыкальное воспитание в жизни ребенка», Провожу индивидуальные беседы, в которых знакомлю родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития. Также в своей работе я использую: 1. Познавательное направление. Главная цель которого обогащение родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Ознакомление их с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении. Для этого провожу консультации (очные, дистанционные).
2) информирование родителей о программном содержании, о партнёрском характере взаимодействия при его реализации
(лекции, семинары, практические занятия,
Так же выступаю на родительских собраниях и конференциях на актуальные темы такие как: Воспитание патриотизма в процессе ознакомления с народным творчеством и музыкальной культурой родного края. На этой конференции впервые были представлены местные тумботинские авторы и даже я не удержалась и сочинила песню про маму и стихотворение про Тумботинский край.
Также использую ещё одну форму работы с родителями это репетиции. Например, репетирую с родителями сказки-сюрпризы для детей.
Также в своей работе использую Интернет-ресурсы, использование социальных сетей. Такие как:
Сайт журнала «Музыкальный руководитель»;
Сайт журнала «Музыка в детском саду»;
Сайт журнала «Справочник музыкального руководителя»; Международный образовательный портал «Маам. ru»;
Сайт журнала «Музыкальная политра»;
Сайт «Библиотека для музыкальных руководителей детских садов»;
Сайт ДОУ, родительские группы.
Участвую в разделе для родителей на сайте учреждения; и родительских группах в соц. сетях, где публикую фото-отчёты детских мероприятий, авторские презентации, такие, как:
* «Осень в Юбилейном»;
*«Священная Тумботинская земля»;
* «Достопримечательности родного посёлка Тумботино»; *«Павловские лимоны»;
3) Включение родителей в совместную деятельность в образовательные ситуации:
совместные праздники,
Непосредственное участие родителей в праздниках в качестве сказочных героев
Непосредственное участие родителей в открытых занятиях в качестве жури и различных персонажей. Ко дню Музыки было открытое занятие в старшей группе. Родительница участвовала в роли Феи Музыки.
Непосредственное участие родителей в литературных вечерах, и музыкальных викторинах.
Непосредственное участие родителей в традиционных праздниках нашего посёлка. Гуляние «Весёлые финочки»
Патриотические вечера встреч родителей-героев СВО с старшими дошкольниками.
Участие родителей в беседах духовно-нравственного воспитания.
Выступление отца Александра родителя воспитанника доу с темой «Православная пасха».
Домашние заготовки для реализации творческих проектов; Праздник «Юбилей в Юбилейном». (Совместное сюрпризное поздравление детей и родителей на юбилей детского сада).
Помощь родителей в изготовлении декораций к театральным постановкам
Помощь родителей в изготовлении костюмов для костюмированных мероприятий.
Помощь родителей в изготовлении атрибутов и дидактических пособий для муз. занятий.
Посещение родителями мастер-классов и просмотр их дистанционно. Публикую такие мастер-классы, как:
* «Жители удивительного терема» целью которого является помощь родителей в создании оформления музыкально-дидактической игры в младших группах;
* «Музыкальный сундучок» целью которого является помощь родителей в создании пособия по музыкально-ритмическому развитию в группе;
* «Новогодние цветы небывалой красоты» целью которого является помощь родителей в оформлении новогоднего праздника. * «Разноцветные лесенки» целью которого является помощь родителей в создании пособия для развития музыкальной грамоты;
«Цветы для выпускного» целью которого является помощь родителей в сборе бросового материала для создания оформления на Выпускной вечер;
Бутылочный оркестр» целью которого является помощь родителей в сборе бросового материала для создания самодельных шумовых инструментов для совместного использования на осеннем КВН. Посещение родителями мастер-классов для изготовления муз. шумовых инструментов для совместного оркестра.
Привлекаю родителей к активному участию в совместном создании и оформлении музыкальной предметно-пространственной образовательной среды. Для этого организую выставки:
*) самодельных музыкальных инструментов, сделанные руками родителей и детей, которые потом были переданы детям на группы, а затем на память родителями были созданы фотоальбомы с фото авторских самодельных музыкальных инструментов которые также находятся на группах.
*) Фотовыставки времён года красот родного края и создание фотоальбомов для групп руками родителей. Так же для родителей и детей был организован календарный цикл конкурсных фотовыставок авторских работ всех времён года красот родного края и затем создание фотоальбомов для групп сделанными руками родителей.
*) фотовыставка авторских работ «Мы на финочке поедем», выставка рисунков, выставка поделок и конкурс на лучшую частушку о финках, посвящённых традиционному местному празднику финок.
Заключение
Родители, которые выбрали активную позицию сотрудничества и сотворчества, стали нашими соратниками, у них появилась мотивация, интерес к различным направлениям музыкального развития дошкольников. И в результате тесного сотрудничества ДОУ с родителями повышается качество музыкального воспитания детей. Дошкольникам также нравится такое сотрудничество, это придаёт детям уверенность в своих силах, дети ценят участие родителей и гордятся их успехами.