Эльвира Акирова
Занятие по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Хлеб, хлеб, хлебушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Хлеб, хлеб, хлебушек
Цель: создать условия для формирования у воспитанников бережного отношения к главному достоянию человечества – хлебу.
Задачи:
• Упражнять в подборе прилагательных, образованных от существительных.
• Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми.
• Познакомить детей с новым словом «жито».
• Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов, пекарей, бережное отношение к хлебу.
Публикация «Занятие по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста „Хлеб, хлеб, хлебушек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.
• Учить отражать полученные впечатления в рисунке.
• Развивать логическое мышление.
Словарная работа: познакомить со словами : злаки, жито; активизировать в речи детей : зерновые растения, колосья, пшеница, рожь. Гречневая, овсяная. Рисовая.
Методы и приемы:
Практические: игры, пальчиковая гимнастика, словесные игры, объяснение, разъяснение, рассказ воспитателя о том, как делали хлеб в старину.
Наглядные: рассматривание картинки из мультфильма «Колосок», иллюстрации с изображением разных хлебобулочных изделий.
Словесные: разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе, чтение отрывка из произведения А. Мусатова «Вот какой, каравай»; «Кто в поле главный», «Песня пахаря» А. Кольцова, Земля на зёрнышке стоит» А. Владимирова, «Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб», оформление мини-музея хлеба.
Оборудование: колосья пшеницы и ржи, лупы, кусочки белого и ржаного хлеба, шапочки-маски колосков; гречневая, овсяная, рисовая крупа в прозрачных пакетах и тканевых мешочках, презентация «Какой разный хлеб»; горшочки с песком, опилками и землёй; зёрна пшеницы, отрывок из сказки «Колосок».
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Этюд «Колоски»
Игровая Игра «Из чего сварили кашу»
Словесная игра «Отгадай, о какой группе предметов идет речь»
Познавательно-исследовательская Рассматривание детьми через лупы колосья пшеницы и ржи
Коммуникативная Беседа про злаковые растения, беседа о труде людей, выращивающих хлеб, об орудиях труда, облегчающих их труд»
Восприятие художественной литературы Заучивание стихов о хлебе, пословиц и поговорок
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) Технология приготовления калачей
Форма проведения: совместная деятельность.
Логика образовательной деятельности.
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу:
- Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро – солнцу и птицам!
- Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
Дети с воспитателем просматривают отрывок из мультфильма «Колосок». Воспитатель задает вопрос о том, что нашли мышата во дворе? И приглашает ребят совершить экскурсию по мини-музею хлеба. Говорит о том, что экспонаты помогут узнать много нового об этом продукте питания. Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи. В процессе рассматривания дети учатся определять сходство и различие колосьев разных видов.
Воспитатель: Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками.
Воспитатель показывает колос пшеницы, называет его: Это колос пшеницы – пшеничный колос. Как можно назвать колос ржи? Какой он?
Мука из зерен пшеницы – какая?
Мука из зерен ржи – какая?
Тесто из ржаной муки – какое?
Ребята, как вы думаете, какой хлеб пекут из пшеничной муки?
А из ржаной?
В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито». Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название?
Слово «жито» похоже на слово «жит». Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».
Проводится этюд «Колоски» - дети надевают шапочки-маски.
Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)
Из земли поднимется колосом оно (дети поднимают руки над головой и поднимаются)
Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя)
Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперед)
Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели, потянулись)
Весело потянутся к солнцу колоски (поднялись на носочки, взялись за руки в кружок)
Не один уже, а вот сколько их растёт (подняли руки)
Так и буду делать каждый, каждый год (сделали круг большим)
А однажды на поле гляну поутру (развели руки в стороны)
Как один я, столько хлеба соберу?
На моей ладошке хлебное зерно (показываем на ладошке зёрнышко)
Посажу-ка в землю – пусть растёт оно!
Проводится игра «Из чего сварили кашу»
Какую кашу варят из гречки?
Из овса?
Из пшеницы пекут хлеб, какой?
Из ржи пекут лепешку. Лепёшка какая?
Из кукурузы делают масло. Значит оно какое?
Детям предлагается рассмотреть различные виды круп. Чем они похожи? Чем различаются?
Д/ и «Назови ласково»
Поле - …
Колос - …
Пшеница - …
Зерно - …
Кукуруза - …
Стебель - …
Словесная игра «Отгадай. О какой группе предметов идёт речь»
1. Растут на грядке в огороде, используются в пищу.
2. Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
3. Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей и грузы.
4. Надевают на голову в любое время года, особенно зимой.
5. Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие.
6. Носят на ногах.
7. Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву.
8. Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову.
Вот и закончилась наша экскурсия и я вам предлагаю вам нарисовать то что вам запомнилось больше всего.