Сильвия Клапанюк
Познавательно-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема
«Для чего человеку семья? Что я знаю о своей семье»
Дети не знают свою родословную. Взрослые не стремятся рассказывать о родственных корнях семьи; недостаточно знаний и умений у родителей как в доступной форме сформировать интерес к своей родословной. Родители воспитанников проявляют малый интерес по привитию детям духовно – нравственных чувств, моральных правил и норм поведения в семье.
Актуальность проекта
Публикация «Познавательно-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста „Я и моя семья“» размещена в разделах
Воспитание духовно – нравственных начал на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к семье, ее традициям, ценностям, моральным нормам поведения в обществе. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Родители являются первыми педагогами. Именно родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. Семья для ребенка - это мир, в котором закладываются основы морали, отношение к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, традиции, праздники. Именно в семье прививаются такие понятия как «сострадание», «милосердие», «доброта», «мужественность», «женственность», «сплоченность», «единство», «помощь ближним», «уважение к старшим», «чувство ответственности».
Ведь фамильная гордость и интерес к истокам собственной родословной - это две ветви одного дерева. Нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Тема "Семья" поможет активизировать исследовательскую, творческую работу по составлению своих родословных, поможет сплотить коллектив детей и и их родителей.
Проблема
Цель
- родители не стремятся рассказывать о родственных отношениях в семье;
- недостаточно знаний и умений у родителей как в доступной форме сформировать интерес к своей родословной;
- воспитывать уважение и любовь к старшим членам семьи. -установить тесный контакт: детский сад-семья, ребенок-взрослый.
Причины
Задачи
• не достаточно:
• - методических рекомендаций для родителей;
• - уделено внимания в программе детского сада.
• - внимания дома. • • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
• Разработка конспектов, сценария, создание развивающей среды по данному проекту
• создать картотеку игр, стихов, произведений
• организовать праздник
• изготовить подарки и пр.
Были использованы следующие образовательные технологии:
Технология проектной деятельности
Личностно – ориентированная технология
Игровые технологи
Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.
ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Организационный
МОДЕЛЬ ТРИ ВОПРОСА
Что знаем? Что хотим узнать? Где можем узнать?
Мама папа и я моя семья. (Гриша, Полина)
Они нас любят. (Коля, Катя)
Родители заботятся о нас. (Гриша Алеша, Витя)
Дедушки и бабушки тоже наша семья. (Никита, Полина)
Все живут дружно, в одном доме, ужинают вместе, гуляют. (Коля, Полина, Федан, Гриша)
Как родители жили в детстве? (Кирилл, Даша)
Какие были дедушка и бабушка (Полина)
Какими родители были маленькие (Гриша, Алеша)
Как она родилась? (Гриша)
Как она ходила в школу?
Какие книги они читали?
(Полина, Коля, Алеша)
Кто такой прадед? (Гриша)
Цель. Способствовать самопознанию ребенка, формированию у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитанию уважения к членам семьи.
Задачи проектной деятельности :
1. Обогатить знания детей о своей семье, о нравственном отношении к членам семьи, семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях (брат, сестра, бабушка, дедушка, проявлять заботу о родных людях.
2. Развивать коммуникативные навыки и творческие способности детей, познавательный интерес, любознательность, фантазию, воображение в процессе совместной деятельности взрослых с детьми.
3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты:
1. Дети узнали больше о членах семьи, семейных традициях и праздниках.
2. Ребенок обогатится знаниями в области духовно – нравственного воспитания по вопросам семьи, будут заложены основы чувств гордости за свою семью, уважения, любви и заботы к её членам;
3. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско- родительских отношений в области духовно – нравственного воспитания.
4. Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
5. Повысится рейтинг дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.
Этапы проекта :
Организационный
1. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
2. Разработка конспектов, составление перспективного плана, создание развивающей
среды по данному проекту.
3. Подбор и изучение литературы по теме «Семья"
4. Сбор фотографий для оформления альбомов.
5. Вовлечение родителей в изготовление иллюстрированного материала
2. Основной:
1. Проведние НОД, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)
2. Составление интегрированного перспективного плана по теме: "Моя семья"
3. Оформление книжек малышек, альбомов "Это я и моя семья", герба «Семья», генеалогическое древо.
4. Совместное проведение праздников: «Путешествие в город женщин», досугов
5. Рекомендовать семейное чтение. Наше «книжное» дерево
3. Заключительный.
- анкетирование родителей
- презентация проекта (совместно с родителями и детьми)
Продукт проекта : Выставка рисунков «Моя семья»; Книжки – малышки «Моя семья», «Герб моей семьи», Наше «книжное» дерево.
Письмо родителям
Уважаемые папы и мамы,
дедушки и бабушки!
Тема нашего проекта – Я и Моя семья
Предлагаем (Приглашаем Вас) Вам принять участие в проекте «Я и моя семья».
Мы надеемся, что наш проект поможет всем нам : детям и взрослым, творчески самореализоваться, лучше узнать о семейных отношениях, воспитать у детей гордость за свою семью.
Дети хотят знать, что такое семья, семейные традиции, семейный герб, генеалогическое древо.
Поэтому важно, чтобы вы нас поддержали, например,
- советом по выполнению исследования, помощью в подборе информации.
- Составьте вместе с ребенком рассказ о своей маме, а он расскажет нам в группе о ней.
- Принесите в группу фотографии вашей семьи.
- Выучите с ребенком стихотворение о маме, бабушке.
-Оформили альбом "Это я и моя семья", герб «Семья», генеалогическое древоВаши воспитатели и дети
Основной этап:
Планирование деятельности Системная паутинка по проекту «Я и Моя семья»
Задачи на неделю: Формирование у детей представления о доме, семье, родителях. Воспитывать уважение и любовь к близким.
В активный словарь: семья, родная, любимая, герб семьи.
слушание и исполнение
Организация деятельности педагогов, детей и родителей ДОУ по проведению мероприятий, посвященных Дню матери
Организация деятельности с родителями
Участие в фотовыставке «Моя семья»
Участие в выставках детского сада «Твои защитники», «Подарок папе», «Мамочка любимая»
Анкетирование «Какой, по-вашему мнению, является современная семья»
Выставка творческих работ «Герб – моей семьи»
Участье в конкурсе «традиции моей семьи»
Использование мультимедийных презентаций :
Литература:
Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Программа и методические рекомендации // сост. Т. С. Комарова. – М. : «Мозаика — Синтез», 2008.
Лепка и аппликация с детьми 5-6 лет : конспекты занятий // Колдина Д. Н., М. : «Мозаика — Синтез», 2011.
Мой дом. Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинам // Д. Гончарова, М. : «Мозаика — Синтез», 2003.
Комплексные занятия/ по программе «от рождения до школы» // под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 2011.
Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет. // Морозова И. А., Пушкарева М. А., М. : «Мозаика – Синтез», 2006.