Елена Морнева
«Игрушка родного края — жаворонок». Конспект занятия по лепке
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности на тему: «Игрушка родного края. Лепка жаворонка»
Цель: знакомство детей с народным промыслом родного края – романовской игрушкой и основным приемом лепки романовской игрушки – «пельмень».
Задачи:
• познакомить с историей создания игрушки, учить лепить птичку – жаворонка приемом «пельмень»;
• закрепить умение оттягивать детали из целого куска (голова, клюв, хвост);
• развивать самостоятельность, аккуратность, художественные способности;
• воспитывать интерес и уважение к народным промыслам и труду народных умельцев, бережное отношение к нашей истории, к сохранению традиций.
Оборудование и материалы: карта России, силуэты народных игрушек на магните, перышки жар-птицы с разными видами росписи, разрезные картинки «народные игрушки», выставка романовских игрушек, слайды к стихотворению, видеоролик «Лепка жаворонка» О. Волокитиной, карта-схема, глина, стеки, доски для лепки, аудиозапись народной музыки.
Ход занятия
I. Организационный момент
Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся друг с другом и с нашими гостями! Скажите, а с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Давайте улыбнемся друг другу и поделимся своим хорошим настроением. Отлично!
Воспитатель: - Сегодня я приглашаю вас пройтись по старинной русской улице. На этой улице мастера живут и трудом своим нам добро несут.
II. Основная часть
1. Рассказ воспитателя «Народные промыслы»
(дети размещаются перед картой)
- Послушайте старую добрую сказку. Жила-была в селе одном девушка по имени Марья. И такая эта Марья мастерица была! И шить, и вышивать, и игрушки всякие делать могла. И прозвали ее за это Марьей-искусницей. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный, налетел, схватил ее и понес в свое царство. А Марьюшка превратилась в прекрасную жар-птицу и стала ронять на землю красивые перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и рождался новый мастер или мастерица. Одно перо упало в селе Дымково, и родился чудесный промысел изготовления дымковской игрушки. Другое перо упало вблизи города Каргополя, и появилась красавица – каргопольская игрушка. Третье перо упало у деревни Филимоново Тульской области. И там мастера стали делать филимоновскую глиняную игрушку.
(воспитатель на карте прикрепляет перышки, расписанные орнаментом соответствующих промыслов)
- Но вот беда: налетел ураган на Русь-матушку! Перепутал все краски, узоры, материалы (воспитатель показывает поднос с разрезными картинками различных игрушек, лежащих хаотично). Чтобы разложить все по местам, нужно вспомнить, какие делают мастера разных промыслов.
2. Дидактическая игра «Собери игрушку»
- ребята, без нашей помощи здесь не обойтись! Давайте наведем здесь порядок и разложим все на свои места. А чтобы быстрее сделать работу, разделимся на команды по 3 человека. И каждая команда пусть соберет свою игрушку.
- Расскажите, какую игрушку вы собрали.
- из какого материала сделана игрушка?
- какими красками она расписана?
- какой узор мы видим на игрушке?
(дети рассказывают про каждую игрушку и приклеивают магнитную картинку на карту рядом с соответствующим перышком)
3. Знакомство с романовской игрушкой
- А теперь покажите, какую игрушку вы собрали (обращается к детям, которые собрали романовскую игрушку).
- Что это за игрушка, вы знаете? Куда же нам прикрепить ее на карте? И перышка для нее не нахожу…
- Вы что-нибудь знаете про эту игрушку? Есть у вас какие-то предположения? (затрудняются)
- Тогда послушайте, что я расскажу вам. В каком бы уголке нашей страны мы ни были - везде встретим чудо-мастеров. Много-много лет назад появились такие мастера-умельцы и в селе Романово, возле Липецка. Сегодня это село носит другое название – Ленино. Эти мастера для детей стали делать игрушки – свистульки. И назвали игрушку романовской или ласково «романушкой».
- А кто догадался, почему игрушку именно так назвали?
- Давайте на карту прикрепим еще одно перышко и силуэт игрушки-романушки
4. Этапы изготовления игрушки
- Ребята, пройдем к нашей выставке романовских игрушек и рассмотрим их поближе.
- Как вы думаете, быстро ли делать из глины игрушки?
- Послушайте стихотворение. В нем наша игрушка рассказывает о себе, какой сложный путь она проходит прежде, чем попадет к нам в руки.
Бала я на "копанце",
Была я на "топанце",
Руки меня ласкали,
Песню петь обучали,
Очутилась я на пожаре,
Остудили, расцветили,
Серебром посеребрили!
- Как вы думаете, что значит: «была я на "копанце"»? (предположения детей)
- Что нужно мастеру, чтобы вылепить игрушку? (глина)
- Вначале мастеру нужно было накопать глины для лепки. Каждый мастер знал свое, особенное место. Такие места называли «копанцами». Наш край богат разными глинами: есть белая, красная и черная глина.
- Вы видели глину?
- Что значит: «была я на "топанце"»? (предположения детей)
- Гончар за один вечер мог изготовит до 300 таких игрушек, поэтому для работы ему нужно было много глины, и глина должна быть мягкой. Большое количество глины трудно размять руками, поэтому разминали ногами, т. е. топтали.
- Что значит: «руки меня ласкали»? (предположения детей)
- Руки мастера лепили игрушку, поглаживали аккуратно и ласково.
- Догадайтесь, что значит: «песню петь обучали»? (предположения детей)
- Не простые делал мастер игрушки, а игрушки-свистульки. (демонстрирует игру на игрушке)
- Давайте вместе немного подуем в игрушку.
- «Очутилась я на пожаре» - что это значит? (предположения детей)
- Обжигали игрушечку в специальной печи при температуре больше 1000 градусов. Глина спекалась и становилась крепкой, совсем не боялась воды.
- Что означает: «остудили, расцветили»? (предположения детей)
- Раскрасили игрушку в яркие цвета. Каждый цвет что-то означал: желтый – богатство, красный – силу, зеленый – надежду, синий – мудрость, белый – благородство.
- «Серебром посеребрили» - что это означает? (предположения детей)
- Нанесли на игрушку серебряные полоски. Вот и получилась игрушка.
- Посмотрите на мою игрушку. Как вы думаете, что это за фигурка? (птичка) Всё верно, ребята! Это птичка - жаворонок. Жаворонок – это символ весны. Раньше не было прогноза погоды, люди наблюдали за природой и начинали полевые работы с прилётом жаворонка. Такие свистульки лепили в селе зимой, чтобы своим свистом вылепленные птицы зазывали весну. Люди верили, чем больше птиц свистит, тем быстрее придет весна. А вы хотите, чтобы быстрее пришла весна?
- Тогда предлагаю отправиться в гончарную мастерскую и попробовать вылепить таких птиц. Согласны? Но сначала немножко разомнемся и поиграем.
5. Физкультминутка (с музыкальным сопровождением)
Завелась неведомая птица –
На Руси народ дивится:
Не поёт и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают люди птицу эту.
Эта птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво-безделушка,
Вот игрушка-романушка.
6. Работа с пословицей.
- Ребята, а как вы думаете, сложно ли делать из глины игрушки? (ответы)
- А вот мастер мне сказал: «Дело мастера боится». Вы слышали такую пословицу о труде?
- Как вы считаете, что она означает? (ответы)
7. Просмотр видео-инструкции
- Всю работу от начала до конца мастер придумывает сам… ведь мастер – это самый главный человек в мастерской. Он может творить чудеса. Но у каждого мастера есть помощник – подмастерье. Давайте попробуем себя в роли подмастерья. Проходите в мастерскую, располагайтесь поудобнее. Прежде чем приступить к работе, давайте попросим совет у мастера романовской игрушки Ольги Волокитиной. Посмотрите на экран.
8. Пальчиковая гимнастика (на основе весенней заклички)
- Чтобы наши пальцы были послушны в работе, разомнем их и сделаем пальчиковую гимнастику.
Жаворонки, прилетите,
Весну-красну принесите,
Зима надоела.
Весь хлебушек поела.
Жаворонок, жаворонок!
На, тебе зиму, а нам весну!
На, тебе сани, а нам телегу!
9. Изготовление игрушки
- Ребята, прежде, чем приступить к работе, давайте я вам напомню правила техники безопасности при работе с глиной:
• с глиной работать нужно аккуратно
• не брать в рот
• не ронять на пол
• лепить на доске
- Посмотрите, все, что нужно для изготовления жаворонка у вас есть на столе. Чтобы вы не забыли, как делать игрушку, предлагаю карту-схему. Теперь можем приступать.
10. Рефлексия
– Вот и готовы наши жаворонки. Какие замечательные они у нас получились! Чтобы наш жаворонок запел, мы сделаем специальные отверстия, но немного позже, примерно через 1-2 часа. За это время глина немного окрепнет. А через несколько дней наши поделки совсем высохнут, и мы сможем раскрасить птичек.
- Было ли интересно вам?
- Что больше всего понравилось на занятии?
- Что нового вы для себя открыли?
- Что у вас получилось и что не получилось?
- Что для вас было труднее всего?
- Вы все большие молодцы, хорошо поработали! И на память у вас останутся замечательные сувениры.
- Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо!