Папки-передвижки

«Игрушка родного края — жаворонок». Конспект занятия по лепке (4 фото)

Елена Морнева
«Игрушка родного края — жаворонок». Конспект занятия по лепке
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности на тему: «Игрушка родного края. Лепка жаворонка»

«Игрушка родного края — жаворонок». Конспект занятия по лепке

Цель: знакомство детей с народным промыслом родного края – романовской игрушкой и основным приемом лепки романовской игрушки – «пельмень».

Фото «Игрушка родного края — жаворонок»

Задачи:

• познакомить с историей создания игрушки, учить лепить птичку – жаворонка приемом «пельмень»;

• закрепить умение оттягивать детали из целого куска (голова, клюв, хвост);

• развивать самостоятельность, аккуратность, художественные способности;

• воспитывать интерес и уважение к народным промыслам и труду народных умельцев, бережное отношение к нашей истории, к сохранению традиций.

. Конспект занятия по лепке - фото

Оборудование и материалы: карта России, силуэты народных игрушек на магните, перышки жар-птицы с разными видами росписи, разрезные картинки «народные игрушки», выставка романовских игрушек, слайды к стихотворению, видеоролик «Лепка жаворонка» О. Волокитиной, карта-схема, глина, стеки, доски для лепки, аудиозапись народной музыки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся друг с другом и с нашими гостями! Скажите, а с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Давайте улыбнемся друг другу и поделимся своим хорошим настроением. Отлично!

Воспитатель: - Сегодня я приглашаю вас пройтись по старинной русской улице. На этой улице мастера живут и трудом своим нам добро несут.

II. Основная часть

1. Рассказ воспитателя «Народные промыслы»

(дети размещаются перед картой)

- Послушайте старую добрую сказку. Жила-была в селе одном девушка по имени Марья. И такая эта Марья мастерица была! И шить, и вышивать, и игрушки всякие делать могла. И прозвали ее за это Марьей-искусницей. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный, налетел, схватил ее и понес в свое царство. А Марьюшка превратилась в прекрасную жар-птицу и стала ронять на землю красивые перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и рождался новый мастер или мастерица. Одно перо упало в селе Дымково, и родился чудесный промысел изготовления дымковской игрушки. Другое перо упало вблизи города Каргополя, и появилась красавица – каргопольская игрушка. Третье перо упало у деревни Филимоново Тульской области. И там мастера стали делать филимоновскую глиняную игрушку.

(воспитатель на карте прикрепляет перышки, расписанные орнаментом соответствующих промыслов)

- Но вот беда: налетел ураган на Русь-матушку! Перепутал все краски, узоры, материалы (воспитатель показывает поднос с разрезными картинками различных игрушек, лежащих хаотично). Чтобы разложить все по местам, нужно вспомнить, какие делают мастера разных промыслов.

2. Дидактическая игра «Собери игрушку»

- ребята, без нашей помощи здесь не обойтись! Давайте наведем здесь порядок и разложим все на свои места. А чтобы быстрее сделать работу, разделимся на команды по 3 человека. И каждая команда пусть соберет свою игрушку.

- Расскажите, какую игрушку вы собрали.

- из какого материала сделана игрушка?

- какими красками она расписана?

- какой узор мы видим на игрушке?

(дети рассказывают про каждую игрушку и приклеивают магнитную картинку на карту рядом с соответствующим перышком)

3. Знакомство с романовской игрушкой

- А теперь покажите, какую игрушку вы собрали (обращается к детям, которые собрали романовскую игрушку).

- Что это за игрушка, вы знаете? Куда же нам прикрепить ее на карте? И перышка для нее не нахожу…

- Вы что-нибудь знаете про эту игрушку? Есть у вас какие-то предположения? (затрудняются)

- Тогда послушайте, что я расскажу вам. В каком бы уголке нашей страны мы ни были - везде встретим чудо-мастеров. Много-много лет назад появились такие мастера-умельцы и в селе Романово, возле Липецка. Сегодня это село носит другое название – Ленино. Эти мастера для детей стали делать игрушки – свистульки. И назвали игрушку романовской или ласково «романушкой».

- А кто догадался, почему игрушку именно так назвали?

- Давайте на карту прикрепим еще одно перышко и силуэт игрушки-романушки

4. Этапы изготовления игрушки

- Ребята, пройдем к нашей выставке романовских игрушек и рассмотрим их поближе.

- Как вы думаете, быстро ли делать из глины игрушки?

- Послушайте стихотворение. В нем наша игрушка рассказывает о себе, какой сложный путь она проходит прежде, чем попадет к нам в руки.

Бала я на "копанце",

Была я на "топанце",

Руки меня ласкали,

Песню петь обучали,

Очутилась я на пожаре,

Остудили, расцветили,

Серебром посеребрили!

- Как вы думаете, что значит: «была я на "копанце"»? (предположения детей)

- Что нужно мастеру, чтобы вылепить игрушку? (глина)

- Вначале мастеру нужно было накопать глины для лепки. Каждый мастер знал свое, особенное место. Такие места называли «копанцами». Наш край богат разными глинами: есть белая, красная и черная глина.

- Вы видели глину?

- Что значит: «была я на "топанце"»? (предположения детей)

- Гончар за один вечер мог изготовит до 300 таких игрушек, поэтому для работы ему нужно было много глины, и глина должна быть мягкой. Большое количество глины трудно размять руками, поэтому разминали ногами, т. е. топтали.

- Что значит: «руки меня ласкали»? (предположения детей)

- Руки мастера лепили игрушку, поглаживали аккуратно и ласково.

- Догадайтесь, что значит: «песню петь обучали»? (предположения детей)

- Не простые делал мастер игрушки, а игрушки-свистульки. (демонстрирует игру на игрушке)

- Давайте вместе немного подуем в игрушку.

- «Очутилась я на пожаре» - что это значит? (предположения детей)

- Обжигали игрушечку в специальной печи при температуре больше 1000 градусов. Глина спекалась и становилась крепкой, совсем не боялась воды.

- Что означает: «остудили, расцветили»? (предположения детей)

- Раскрасили игрушку в яркие цвета. Каждый цвет что-то означал: желтый – богатство, красный – силу, зеленый – надежду, синий – мудрость, белый – благородство.

- «Серебром посеребрили» - что это означает? (предположения детей)

- Нанесли на игрушку серебряные полоски. Вот и получилась игрушка.

- Посмотрите на мою игрушку. Как вы думаете, что это за фигурка? (птичка) Всё верно, ребята! Это птичка - жаворонок. Жаворонок – это символ весны. Раньше не было прогноза погоды, люди наблюдали за природой и начинали полевые работы с прилётом жаворонка. Такие свистульки лепили в селе зимой, чтобы своим свистом вылепленные птицы зазывали весну. Люди верили, чем больше птиц свистит, тем быстрее придет весна. А вы хотите, чтобы быстрее пришла весна?

- Тогда предлагаю отправиться в гончарную мастерскую и попробовать вылепить таких птиц. Согласны? Но сначала немножко разомнемся и поиграем.

5. Физкультминутка (с музыкальным сопровождением)

Завелась неведомая птица –

На Руси народ дивится:

Не поёт и не летает,

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают люди птицу эту.

Эта птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво-безделушка,

Вот игрушка-романушка.

6. Работа с пословицей.

- Ребята, а как вы думаете, сложно ли делать из глины игрушки? (ответы)

- А вот мастер мне сказал: «Дело мастера боится». Вы слышали такую пословицу о труде?

- Как вы считаете, что она означает? (ответы)

7. Просмотр видео-инструкции

- Всю работу от начала до конца мастер придумывает сам… ведь мастер – это самый главный человек в мастерской. Он может творить чудеса. Но у каждого мастера есть помощник – подмастерье. Давайте попробуем себя в роли подмастерья. Проходите в мастерскую, располагайтесь поудобнее. Прежде чем приступить к работе, давайте попросим совет у мастера романовской игрушки Ольги Волокитиной. Посмотрите на экран.

8. Пальчиковая гимнастика (на основе весенней заклички)

- Чтобы наши пальцы были послушны в работе, разомнем их и сделаем пальчиковую гимнастику.

Жаворонки, прилетите,

Весну-красну принесите,

Зима надоела.

Весь хлебушек поела.

Жаворонок, жаворонок!

На, тебе зиму, а нам весну!

На, тебе сани, а нам телегу!

9. Изготовление игрушки

- Ребята, прежде, чем приступить к работе, давайте я вам напомню правила техники безопасности при работе с глиной:

• с глиной работать нужно аккуратно

• не брать в рот

• не ронять на пол

• лепить на доске

- Посмотрите, все, что нужно для изготовления жаворонка у вас есть на столе. Чтобы вы не забыли, как делать игрушку, предлагаю карту-схему. Теперь можем приступать.

10. Рефлексия

– Вот и готовы наши жаворонки. Какие замечательные они у нас получились! Чтобы наш жаворонок запел, мы сделаем специальные отверстия, но немного позже, примерно через 1-2 часа. За это время глина немного окрепнет. А через несколько дней наши поделки совсем высохнут, и мы сможем раскрасить птичек.

- Было ли интересно вам?

- Что больше всего понравилось на занятии?

- Что нового вы для себя открыли?

- Что у вас получилось и что не получилось?

- Что для вас было труднее всего?

- Вы все большие молодцы, хорошо поработали! И на память у вас останутся замечательные сувениры.

- Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо!

Фото №1 Конспект занятия по художественно эстетической деятельности на тему Игрушка родного края
Публикации по теме:

Конспект занятия «Знатоки родного края» (старшая логопедическая группа) Цели: формировать четкое представление о городе, достопримечательностях города, уточнять и расширять представления детей о родном крае,.

Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности по теме «Зимующие птицы родного края» в средней группеКонспект интегрированного занятия по познавательной деятельности по теме «Зимующие птицы родного края» в средней группе Цель: познакомить детей с зимующими птицами родного края. Задачи: Образовательные: • закрепить и расширить знания о зимующих птицах нашего.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Беларусь — наш край родной» к Дню родного города и края на МAAMКонспект интегрированного занятия в средней группе «Беларусь — наш край родной» к Дню родного города и края на МAAM Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ребенок и общество» (образовательный компонент «Основы гражданско-патриотической.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Игрушка родного края — жаворонок». Конспект занятия по лепке
Опубликовано: 22 января 2025 в 17:54
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Игрушка родного края — жаворонок». Конспект занятия по лепке» (включая файлы) размещена пользователем Елена Морнева (УИ 196918) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД