Татьяна Касаткина
Викторина «Карусель сказок» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка сценария образовательного мероприятия по приобщению дошкольников к литературе
Викторина «Карусель сказок»
(Для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Воспитывать любовь, интерес к чтению художественной литературы, приобщение детей и родителей к участию в литературных конкурсах и викторинах
Задачи:
Публикация «Викторина „Карусель сказок“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2015
Образовательные
- способствовать обогащению лексического словаря детей;
- учить различать волшебные сказки, знать их главных героев, уметь узнавать сказку по отрывку, знать сказки народные и авторские.
Развивающие
- развивать сообразительность, находчивость;
- развивать внимание, памяти, воображение, творчество, быстроту реакции;
- продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе.
Воспитательные
- воспитывать у детей любовь к художественной литературе, книге;
- воспитывать интерес к сказкам, воспитание нравственных качеств;
- учить быть слаженной командой, соблюдать правила викторины, быть терпимыми друг к другу.
Предварительная работа:
Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных и авторских сказок с беседами по содержанию;
оформление тематической выставки книг;
дидактические игры «Кузовок со сказками», «Узнайте сказку», «Кто лишний?», «Найди ошибку», «Теремок»;
отгадывание загадок по сказочным сюжетам;
инсценировки и сюжетно-ролевые игры по сказкам ;
совместные и самостоятельные игры с настольными театрами;
разучивание пословиц и поговорок.
Работа с родителями: изготовление атрибутов и костюмов к мероприятию; приобретение дидактических игр по сказкам, консультации «Какие сказки лучше читать детям», «Почитай, мне сказку, мама.»; выставка рисунков на тему «Моя любимая сказка»; конкурс на тему «Сочиняем сказку вместе с мамой».
Средства:
название мероприятия; шары; картинки с фрагментами сказок; музыкальное сопровождение (магнитофон); проектор; выставка книг на плакате в виде карусели; волшебный кузовок с пословицами и поговорками; волшебный сундучок (азбука, туфелька, монетка, зеркало, яйцо, яблоко).
Способы:
мотивация, объяснение, беседа, физкультурная минутка, художественное – слово, фольклер, вопрос-ответ, рефлексия.
Методы:
игровой, словесно-логический, частично – поисковый, проблемный, ИКТ, наглядный.
Форма организации: групповая.
Место в режиме дня: вторая половина.
Виды деятельности:
игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, музыкальная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклера.
Участники: Ведущий-воспитатель, Кот в сапогах, дети, родители.
Подготовительный этап:
заранее формируются две команды детей : «Сказочники» и «Волшебники»; изготовление эмблем.
Место проведения: музыкальный зал
Организационный момент:
Дети под музыку «В гостях у сказки» входят в музыкальный зал, и садятся на стульчики. Вместе с детьми на проекторе в зал «входят» сказочные герои.
Мотивация
Дети рассматривают выставку книг (стенд в виде карусели) и иллюстраций к сказкам. В зал входит Кот в сапогах.
- Здравствуйте ребята. Я слышал, что у вас в детском саду проходит викторина и решил зайти, я принес волшебный кузовок с пословицами и поговорками, пусть они украсят ваш праздничный зал (читает их вслух и прикрепляет на стенд)
Ход викторины:
Воспитатель. Спасибо. Ребята, а вы узнали нашего гостя? Оставайся кот с нами и посмотри, как дети знают и любят сказки. Дети, посмотрите, какие красивые, нарядные книги на нашей сказочной карусели. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам провести литературную викторину «Карусель сказок». Для проведения викторины нам необходимо жюри, которые будут внимательно наблюдать за ходом нашей игры. Представление жюри. А еще во время игры мы должны соблюдать правила.
Правила викторины :
• вопросы надо слушать внимательно;
• ответить на задание может любая команда, которая знает ответ и хочет ответить, для этого нужно посовещаться и капитану поднять эмблему своей команды и таким образом получить право на ответ;
• за правильный ответ будет начисляться 1 балл, но если команда ответит не правильно, тогда право ответа переходит к второй команде.
• победительницей в игре будет та команда, у которой будет больше баллов.
Воспитатель: Ну что, тогда мы начинаем. Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка». В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.
1. Ведра он послал на речку,
Сам спокойно спал на печке,
Спал он целую неделю,
И зовут его (Емеля)
2. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка (Снегурочка)
3. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
4. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)
7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)
Воспитатель: А мы продолжаем и следующий наш конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда - соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
Кот в сапогах: Можно я задам вопросы другой команде?
Воспитатель: Хорошо, задавай вопросы, только поинтересней.
Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
Воспитатель: Ребята, вы не устали. Предлагаю немного размяться и провести музыкальную физкультурную минутку. На экране появляется Красная Шапочка, звучит песня. Дети танцуют вместе с сказочной героиней, повторяя за не движения.
Кот в сапогах: Ребята, а вам еще один подарок принес. Это волшебный сундучок, а что там внутри вы сейчас узнаете. Сундучок, сундучок, разукрашенный бочок, свою крышку открывай, нас скорее удивляй!
Воспитатель: Следующий конкурс «Волшебный сундучок».
В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»
Какие вы замечательные участники! Всё знаете!
Воспитатель: А у нас есть конкурс и для родителей. Предлагаем вам вспомнить и инсценировать сказку – стихотворение «Людоед и принцесса или Все наоборот», автор Сапгир Генрих. Нужно поделиться на две команды: одна команда начинает рассказ со слов «погода была ужасная», а другая – наоборот (можно повторить еще раз поменяв задание).
Кот: Что-то я запутался в названиях сказок. Помогите нам, ребята, распутать названия сказок. Конкурс «Путаница».
Слушайте внимательно.
«Суп из топора»,
«По-заячьему велению»,
«Зелёная шапочка»,
«Кот в туфлях»,
«Два поросёнка»,
«Лиса и цапля»,
«Волк и пятеро щенят»,
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,
«Мальчик с ладошку;
«Сивка-Мурка».
Воспитатель: Молодцы, хорошо постарались, все дружно отвечали. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей викторины.
Детям вручаются памятные подарки и дипломы за участие
Рефлексия
Синквейн.
Воспитатель: - Ребята и родители, вам понравилась наша «Карусель сказок»? Давайте подведем итоги нашей викторины.
Сыграем в заключительную игру с интересным названием игры «Синквейн»
(Объяснить правила для детей и родителей).
1 строка – сказка.
2 строка – какая? (мудрая, таинственная)
3 строка – что делает? (учит, колдует, запутывает)
4 строка – предложение (в ней добро побеждает зло)
5 строка – тезис (волшебство)
Молодцы, и ребята, и родители, хорошо справились со всеми заданиями нашей викторины. Теперь я вижу, вы очень хорошо знаете сказки.
Правила составления синквейна:
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.
Сказки дарят нам чудеса,
Без сказки людям жить нельзя.
Пора со сказкой прощаться нам.
До встречи скажем мы всем друзьям!
До новых встреч!