Галина Новикова
Проект по познавательно-речевому развитию детей младшего дошкольного возраста (2–3 года) «Как ёжик готовился к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по познавательно-речевому развитию детей младшего дошкольного возраста (2–3 года
1. Пояснительная записка
Актуальность: Современные мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на формирование различных образов в сознании ребенка. Не всегда эти образы соответствуют действительности. Это актуально и в случае с ежом. Дети воспринимают ежика не как реального лесного жителя, а как фантастического персонажа. Поэтому возникает необходимость проведения занятий с детьми по формированию у них представления о еже, как настоящем обитателе леса. Именно это объясняет актуальность данного проекта.
Публикация «Проект по познавательно-речевому развитию детей младшего дошкольного возраста (2–3 года) „Как ёжик готовился к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные. Проекты
- Еж, ежик. Конспекты занятий по развитию речи
- Еж, ежик. Проекты
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Подготовка к зиме
- Зима
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Проекты
- Младшая группа
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель проекта : обогатить знания и представления детей о лесном жителе еже
Задачи проекта :
• Формировать у детей представления о жизни ежа, его внешнем виде, питании, особенностях образа жизни в лесу, подготовке к зиме;
• Развивать умение отгадывать загадки.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника : ёжик, иголки, колючий
• Развивать физические качества воспитанников
• Создавать положительный эмоциональный настрой.
• Развивать изобразительные навыки в рисовании, лепке, аппликации.
Руководитель и участники проекта : воспитатели, дети I младшей группы, родители, специалисты.
Вид проекта : Познавательно-речевой, групповой, краткосрочный
Сроки реализации проекта : 2 недели
2. Описание и механизм реализации проекта
Формы организации проекта :
- Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях
- Игровая форма занятий
- Ознакомление с художественной литературой
- Выставка детских работ
- Подвижные игры
- Хороводные игры
- Развлечение
- Самостоятельная детская деятельность
- Игры: дидактические, словесные, настольные.
Ресурсы:
- материально-технические: помещение группы, мультимедийные установки, ПК, интерактивные доски;
- информационные: электронные образовательные ресурсы, образовательные, педагогические официальные сайты в сети INTERNET;
- нормативно-правовые: Образовательная программа МАДОУ, комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности.
Методы, используемые для реализации проекта
- наглядные: дидактическое панно «Времена года», иллюстрации по теме «Ежик», дидактические игры, макет «Как ежик готовился к зиме»
- словесные: беседы, чтение, рассказывание;
-практические: рассматривание, слушание, театрализованная постановка, продуктивная деятельность.
Этапы реализации проектной деятельности
Этап проекта Содержание
I этап
подготовительный • Вызвать интерес у участников процесса.
• Создать предметно-пространственную развивающую среду.
• Организовать работу с родителями.
• Составить план, разработать занятия
II этап
основной
• Оформление книжной выставки о еже
• Рассматривание книг о еже
• Чтение произведений о лесном жителе
• Изготовление макета «Как ёжик готовился к зиме»
• Картотека с потешками, стихами, загадками, пословицами о еже
III этап
заключительный • Выставка детских работ, оформленных совместно с воспитателем
• Презентация проекта
• Макет «Как ежик готовился к зиме»
План реализации проектной деятельности
Образовательная область
Речевое развитие • Беседа с детьми «Ёжик – лесной житель»
• Рассматривание иллюстрации «Семья ежей»
• Познавательное занятие «В гости к лесным зверюшкам»
• Чтение произведений:
К. Ушинский «Ёжик»
В. Сутеев «Яблоко»
• Чтение и инсценировка потешек «Тень-тень-потетень.», «Топ-топ топотушки», «Ай ду-ду-ду, сидит ворон на дубу…»
• Сказка-инсценировка «Яблоко» по сказке В. Сутеева
• Отгадывание загадок о лесных зверях
Художественно-эстетическое развитие • Рисование карандашами и красками «Колючки для ежика»
• Лепка «Ёжик», «Яблоко для Ежика»
• Музыка: пляска «Колючий ёжик»
Социально-коммуникативное развитие Пальчиковые игры «Булавки и иголки…», «Маленький ежик»,
Подвижные игры «Маленький ежик», «Ножки, ножки бежали по дорожке…»
Дидактические игры «Собери листочки для ежа», «Сделай колючки для ежа», «Собери яблоки для ежей», «Кто что ест?» «Найди маму», «Кто где живет», «Чудесный мешочек»
Сюжетная игра «Лесные звери»
Занятие по конструированию «Иголки для ёжика»
Игра с макетом «Как ежик готовился к зиме»
Настольные игры: лото «Растения и животные»
Игры с панно «Кто живет в лесу»
Познавательное развитие Познавательное занятие с использованием ИКТ «В гости к Ёжику». Просмотр мультфильмов «Яблоко», «Мешок яблок» по сказкам Сутеева.
Физкультурное развитие • Проведение подвижных игр «Маленький ежик», «Ножки, ножки бежали по дорожке…»
• Утренняя гимнастика «По дороге к ежику», гимнастика после сна «Ёжики»
• Занятие по физической культуре «В гости к ежику» (игры с массажными мячами)
Работа со специалистами
Музыкальный руководитель Романова Н. В.
Разучивание песни «Колючий ежик», «Маленький ежик»
Слушанье музыки «Звуки природы»
Работа с родителями
Привлечение родителей к изготовлению дидактического материала по данной теме: макет «Как ежик готовился к зиме», «Дикие и домашние животные» для коврографа, фигурки животных для сенсорного панно «Времена года»
Оказание помощи в оформлении картотеки о еже: потешки, загадки, стихи, короткие рассказы
Организация выставки книг о ежах
Формирование у родителей желания обогащать знания своего ребенка о еже
Конечный продукт проекта
Макет «Как ёжик готовился к зиме»
Ожидаемые результаты: дети проявляют интерес к лесному жителю-ежу, отвечают на простые вопросы, могут по просьбе взрослого рассказать об изображенном на картинке; с помощью воспитателя отгадывают описательные загадки о еже, рассказывают стихи о еже. Владеют основными движениями при выполнении музыкального упражнения «Колючий ёжик», «Маленький ежик», принимают участие в игре. Вызвали интерес к рисованию карандашами, красками и лепке колючек для ежа. Активное сотрудничество родителей в реализации проекта.
Критерии оценки результата проектной деятельности
Критерии Начальный результат Итоговый результат
Знают ежа как лесного жителя 30% 100%
Знают, чем питается ёж 5% 50%
Умеют отгадывать загадки о еже 10% 50%
Сформировано умение составлять описательный рассказ о еже 10% 30%
Транслируемость проекта
Данный проект может быть использован для детей младшего возраста (2-3 года, осваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного возраста, воспитателей, реализующих ООП ДО в группах общеразвивающей направленности.
Данный проект используется на уровне МАДОУ, размещён в электронной накопительной папке МАДОУ.
Выводы:
В ходе реализации проекта у детей расширились представления о еже – как лесном жителе; расширился активный словарный запас. Использование различных видов деятельности помогло детям более полно «прожить» данную тему, включить в работу всех участников образовательных отношений.
Список использованной литературы:
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е издание. – М: Мозаика-Синтез, 2015.
2. Комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» «Здравствуй, мир».
3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст».
4. С. Н. Николаева «Экологическое воспитание младших школьников».
5. Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду». Программа и конспект занятий. М: ТЦ Сфера. 2006.
6. Д. Н. Колдина «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет».
7. О. Г. Жукова и И. А. Лыкова. Конспекты занятий по ИЗО деятельности.
8. В. Сутеев «Яблоко», «Живые грибы»
9. К. Ушинский «Ежик»
10. С. Козлов «Поросенок в колючей шубке и другие сказки»
11. Г. Скребицкий «Колючая семейка»
12. О. Гребенюк «Любимые стихи и истории для малышей. Маленький Ежик»
13. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб. ; «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2008
14. Гербова В. И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – 2-е изд., испр. И доп. –М. ;МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010
15. Стихи и рассказы о животном мире: Дидактические материалы по развитию речи дошкольников. Автор-составитель О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, И. В. Переверзева, -М ТЦ Сфера 2005
16. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методические пособия. М. ТЦ Сфера, 2008.