Олена Титова
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; Сформировать интерес к художественной литературе, к сказкам. Продолжать развивать артистические качества. Повысить уровень эмоционального состояния детей.
Задачи:
Образовательные:
- учить узнавать сказку по загадкам,
- закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;
- расширить и обогатить словарный запас;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в страну сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
- закрепить названия сказочных героев;
- закрепить названия русских народных сказок.
Развивающие :
- развивать речевую и познавательную активность детей, делать выводы и умозаключения;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русским народным сказкам;
- формировать навык сотрудничества, доброжелательности, помощи друг другу.
Интегрируемые образовательные области:
Художественно-эстетическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие.
Оборудование: Карта путешествия, волшебная река (голубой материал, мостик, волшебная палочка, атрибуты для инсценировки сказки «Заюшкина избушка», мягкие подушечки – пенечки, листы и карандаши для рисования домика по точкам.
Методические приемы: беседа, объяснение, игра, загадки.
Использование музыки: песня «Маленькая страна», «В гостях у сказки», звуки леса и птиц,
Предварительная работа:
чтение русских народных сказок;
рассматривание иллюстраций;
игры – инсценировки по русским народным сказкам.
Ход занятия:
Под музыку «Маленькая страна» дети входят и встают полукругом.
Воспитатель: Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна Детства. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете нельзя долететь. Но туда можно попасть на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим.
Сегодня я вам хочу предложить отправиться в путешествие по стране сказок.
Воспитатель: Ребята, а любите сказки? (Ответы детей)
Дети. Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель. Да, я знаю, вы слушаете сказки с наслаждением. А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она…чудесная; есть волшебство, то. волшебная; есть добро, то … добрая; есть радость, то… радостная; есть загадки, то. загадочная; есть мудрость, то … мудрая и т. д.
Воспитатель: Скажите, почему они называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Воспитатель: А если их написал сказочник, автор, то, как они называются?
Дети: Такие сказки называют авторскими.
Воспитатель: Верно. Сейчас мы с вами поиграем с пальчиками и вспомним названия сказок.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
Будем пальчики считать, - сжимаем и разжимаем пальчики в кулачки
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, - на каждое название сказки загибаем
Колобок – румяный бок. поочередно пальчики
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад. – хлопаем в ладоши
А чтобы отправиться в путешествие по стране сказок нам нужно произнести волшебные слова.
Дети встают в круг и говорят слова:
Раз-два-три-четыре-пять (загибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять (встают в круг)
Будем вместе мы играть (берутся за руки)
В сказку мы хотим попасть. (кружатся вокруг себя)
Звучит музыка «В гостях у сказки».В группе появляется карта сказочной страны.
Воспитатель: Ребята, смотрите! Что это такое? Так это же карта сказочной страны! А что можно сделать с помощью карты? Правильно. Отправиться в путешествие. Пора взглянуть на карту.
В самом начале пути нас ждет волшебная река. Нам надо пройти через нее, как вы думаете мы можем перейти через речку? (Ответы детей)
Но, чтобы построить мостик, нам надо выполнить задание. Мы будем друг другу передавать волшебную палочку и называть любимых сказочных героев.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и построили волшебный мостик. Проходите осторожно. (Дети переходят реку) А мы продолжим наш путь. Давайте посмотрим на карту. Куда ведет нас дорога дальше? Так это же волшебный лес.
Звучит фонограмма со звуками птиц, леса, журчания ручья.
Физкультминутка «Вместе по лугу идем».
Вместе по лесу идем, Ходьба на месте.
Не спешим, не отстаем. Потягивания – руки в стороны.
Вот выходим мы на луг Наклониться и коснуться левой ступни
Тысяча цветов вокруг! Правой рукой, потом наоборот – правой
Вот ромашка, василек, ступни левой рукой.
Медуница, кашка – клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево. Повороты вправо-влево.
Чтоб сорвать в лесу цветочки, Наклоны вперед: сначала к правой ноге,
Наклоняйтесь до носочков. Потом к левой.
Раз – цветок, два – цветок,
А потом сплетем венок. Руки поднять над головой, а затем опустить
До уровня головы – «надеть венок на голову».
Ходьба на месте.
Снова мы идем по лесу. Потягивания – руки в стороны.
А вокруг – так интересно! Садятся на места.
Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на пенек.
А в волшебном лесу растут волшебные растения и живут волшебные птицы и звери. Ребята, а каких волшебных животных и растения вы знаете?
Ответы детей : Жар-Птица, Конек-Горбунок, Серебряное копытце, Олень с золотыми рогами, Аленький цветочек, Дерево с молодильными яблочками, Гуси – Лебеди.
Воспитатель: А наше путешествие продолжается и нас ждет следующее задание. А, чтобы его выполнить нужно быть очень внимательными. Представьте себе, что мы с вами превратились в волшебников. Сейчас мы с вами с помощью волшебных карандашей соединим по цифрам точки и посмотрим что же получится.
Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием? Что же у вас получилось?
(домик).
А давайте мы с вами вспомним как в русских народных сказках называется домик (изба, избушка). Молодцы!
Сказки вспомнили, героев вспомнили, в волшебном лесу погуляли, избушку нарисовали. А теперь, я предлагаю вам самим показать и рассказать сказку. Но для начала отгадайте загадки.
Загадки
Комочек пуха, Хожу в пушистой шубе,
Длинное ухо, Живу в густом лесу,
Прыгает ловко, Хитра я и проворна,
Любит морковку. (Заяц) Зайчиков люблю. (Лиса)
Серый, зубастый Зимой спит,
По полю рыщет Летом - ульи ворошит. (Медведь)
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Это сторож дом охраняет Хвост с узорами,
На воров громко лает. (Собака) Сапоги со шпорами. (Петух)
Сейчас наша волшебная палочка прикоснётся к каждому из вас, и вы, превратитесь в сказочных героев.
Ведущий: Тише, тише, не шумите
Нашу сказку не спугните
Здесь бывают чудеса, где же прячется она?
Сказку мы сейчас расскажем,
И расскажем и покажем
Сказка эта «Заюшкина избушка».
Сказка начинается.
Ведущий: Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная.
Пришла весна – у лисицы избушка-то и растаяла, а у зайчика стоит по-старому.
Лиса (дети) : Заинька впусти меня погреться, моя избушка растаяла.
Заяц (дети) : Заходи, лисонька, погрейся, замерзла совсем.
Ведущий: Заинька впустил лису, а она его из избушки-то и выгнала.
Идет зайчик и плачет, а навстречу ему собаки.
Собаки (дети) : О чем зайчик плачешь?
Заяц (дети) : Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.
Пришла весна, у нее избушка растаяла –
Она попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня.
Собаки (дети) : Не плачь, зайчик, мы ее выгоним.
Ведущий: Пошли к избушке.
Собаки (дети) : Ав-ав-ав! Поди, лиса, вон!
Ведущий: А лиса им с печи.
Лиса (ребенок) : Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!
Ведущий: Собаки испугались и убежали. Идет зайчик и плачет, а навстречу ему волк.
Волк (ребенок) : О чем зайчик плачешь?
Заяц (ребенок) : Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.
Пришла весна, у нее избушка растаяла –
Она попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня.
Волк (ребенок) : Не плачь, зайчик, я ее выгоню.
Заяц (ребенок) : Нет, волк, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.
Волк (ребенок) : Нет, выгоню!
Ведущий: Пошли они к избушке. Волк как зарычит.
Волк (ребенок) : Р-р-р! Поди, лиса, вон!
Ведущий: А она ему с печи.
Лиса (ребенок) : Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!
Ведущий: Волк испугался и убежал в лес.
Сел зайчик под кустик и плачет. Идет мимо медведь.
Медведь (ребенок) : О чем заинька плачешь?
Заяц (ребенок) : Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.
Пришла весна, у нее избушка растаяла –
Она попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня.
Медведь (ребенок) : Не плачь, зайчик, я ее выгоню.
Заяц (ребенок) : Нет, медведь, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.
Медведь (ребенок) : Нет, выгоню!
Ведущий: Пошли к избушке. Медведь как заревет.
Медведь (ребенок) : Поди, лиса, вон!
Ведущий: А она ему с печи.
Лиса (ребенок) : Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!
Ведущий: Медведь испугался и ушел. Сидит зайка под кустиком и плачет.
Идет мимо петушок – золотой гребешок и косу на плече несет.
Увидел зайчика и спрашивает.
Петух (ребенок) : Что ты, зайка, плачешь?
Заяц (ребенок) : Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.
Пришла весна, у нее избушка растаяла –
Она попросилась ко мне погреться, да меня из избушки-то и выгнала.
Петух (ребенок) : Пойдем, я ее выгоню.
Заяц (ребенок) : Нет, не выгонишь.
Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал, волк гнал – не выгнал,
И ты не выгонишь.
Петух (ребенок) : А я выгоню. Пойдем!
Ведущий: Пошли к избушке. Петух и запел.
Петух (ребенок) : Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!
Ведущий: А лиса испугалась и говорит.
Лиса (ребенок) : Одеваюсь…
Ведущий: Петух опять запел.
Лиса (ребенок) : Шубу надеваю…
Ведущий: Петух в третий раз, как закричит.
Петух (ребенок) : Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!
Ведущий: Она и выскочила из избушки, в лес убежала.
А зайчик с петушком стали жить-поживать в избушке.
Выходят артисты
Артистами ребята вы побывали,
И сказку поучительную показали
Артистами были бы хорошими,
Похлопаем друг другу в ладоши мы!
Ребята, вам понравилась сказка? (Ответы детей)
А как сказка называлась? (Ответы детей)
А какая лиса в этой сказке? (Хитрая)
А зайчик? (Бедный, несчастный)
А кто помог зайчику? (Петух) Каким он был? (Храбрым)
Ребята, а чему нас учит сказка (Добру, дружбе, помощи друг другу)
Ребята, а что всегда побеждает добро или зло? (Добро) Правильно!
Выходят артисты
Артистами ребята побывали,
И сказку вам ребята, показали
Артисты, зрители – все были хороши,
Похлопаем друг другу от души!
Ведущий: Постарались вы, ребята, верю, сказка очень рада.
В путь пора ей собираться и с ребятами прощаться.
К нам же сквозь весну и солнце сказка новая спешит,
Вам подарит радость, встречи, вас она повеселит!
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карту нашего путешествия. Наш путь закончился, нам пора возвращаться в группу. Чтобы отправиться обратно, нам надо сказать волшебные слова.
Прощание со сказочной страной.
Воспитатель вместе с детьми:
Раз-два-три-четыре-пять, (дети загибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять (берутся за руки)
Со сказкой мы прощаемся-
В группу возвращаемся. (кружатся вокруг себя и встают полукругом)
Воспитатель: Путешествие наше закончилось, но мы еще не раз встретимся с нашими друзьями-сказками и сказочными героями.