Мария Манвелова
«Деление слов на слоги. Ударные и безударные гласные». Конспект НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение грамоте.
«Деление слов на слоги. Ударные и безударные гласные»
конспект НОД с детьми подготовительной группы
Цель:
Развивать умение делить слова на слоги, определять ударный гласный звук в слове.
Задачи
Образовательные:
Познакомить детей с понятием «слог» и его условно - графическим изображением, учить делить слова на слоги.
Учить подбирать слова по схеме с соответствующим ударением в слове.
Развивающие:
Развивать артикуляцию при произношении звуков, фонематематический слух, память.
Развивать просодические произношение ударных и неударных слогов.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес, умение сотрудничать со старшими и друг к другом.
Физические:
Развивать координированные действия во взаимосвязи с речью.
Материал:
Пиктограммы изображающие эмоции на интернет доске.
Набор букв «Алфавит».
Видеозапись.
Тетради, «Обучение грамоте», О. В. Чистякова; карандаши.
Оргмомент
Дети на интернет доске рассматривают пиктограммы, выражающие эмоции, произносят гласные звуки удивления, радости, боли, возмущения.
Сообщение темы:
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся какие бывают гласные звуки что такое ударный слог.
При помощи мимики, звуков (А, О, У, И, Э) можно выразить свои эмоции.
Можно спеть песенку о гласных звуках:
Гласные тянутся песенкой звонкой:
u-и-и-и
Могут заплакать и застонать:
0-0-0-у-У-У-У,
Могут качать в колыбели Аленку:
а-а-а-а,
Могут как эхо в лесу закричать:
«Ay! Ay! Ay!»
Могут летать высоко в синеву:
у-а-и-У•
Значит гласные звуки это те, звуки которые произносятся голосом. Прослушайте внимательно видеозапись:
Заухала в лесу сова:
у-у-ту-ту-у-ту-ту-у.
- Какой звук присоединился к гласной (у?
Ответы детей: Звук (т, согласный, слышится ту-ту.
- Получился слог -ту. Сегодня мы с вами продолжим делить слова на слоги, познакомимся чем еще отличаются согласные от гласных звуков в словах.
Выложите гласные буквы на доску, согласные В и Д, прочитайте слоги. Какое слово можно составить?
Саша: Вода!
- Сколько звуков в слове «вода»?
Саша: Четыре буквы.
- Разделим слово на слоги при помощи хлопков или приложите руку к подбородку, узнаем, сколько слогов в слове.
- Четко произносим слово «вода», какой слог выделяется первый или второй.
Ответы детей: На второй слог - да.
Злата предложила выложить слово «ёж».
Делим слово ёж на слоги, уточняем, что в слове один слог, одна гласная буква и одна согласная. При произношении слова «ёж», слышим два звука, ударение падает на гласный звук ё.
Предлагаю Злате выложить слово ёжик, образуем слово ёжик. Аналогично определяем количество слогов и их последовательность, находим ударный слог.
- Ребята, сколько гласных в слове, столько в нем слогов. Повторите пожалуйста:
Дети: Сколько гласных в слове, столько в нем слогов.
Согласные присоединяются к гласным, образуют новые слова.
Музыкальная физминутка «Крабик»
Работа в тетради
- Рассмотрим с вами картинки в тетради, первая картинка:
Дети: ноты.
- Первая, вторая часть слова «ноты»?
Ответы детей.
- Давайте вместе с вами проговорим слово но-ты, какие звуки выделяем голосом?
Никита: гласные звуки о - ы.
- Какой слог мы с вами проговариваем сильнее?
Ответы детей.
- Правильно ребята первый слог мы сильнее проговариваем, значит первый слов ударный.
Так как мы уже с вами знаем, что гласные определяют, сколько слогов в слове, на схеме изображено два слога и выделены гласные буквы, поставим ударение на первый слог.
«Стул»- сколько гласных, слогов в слове…
Остальные картинки дети разбирают самостоятельно, проверка у доски у доски.
Ребята прочитайте и запомните:(2 раза)
- Читаем слова: жуки, мыло, гуси, шарф, бумага - назовите гласные в каждом слове. поставьте ударение и точку под гласными, разделите чёрточкой слова на слоги.
Уточняем и проверяем задание.
Ребята в слове шарф сколько слогов?
Рома: Один слог.
- Если кто-то разделил чёрточкой слово шарф, перечеркните чёрточку аккуратно.
Рассмотрим с вами картинки и схемы к ним. Что изображено на картинках?
Дети: корзина, крокодил, воробей, сарафан, бабушка, сорока, - выделяют голосом ударный слог.
На схемах графически изображены слова, состоящее из трёх слогов, отличаются схемы только ударным слогом. Подберите каждой картинке схему и соедините её с ней.
Глеб: у платья нету схемы.
Это сарафан, нашел схему?
Молодцы ребята справились заданием сейчас
«Весёлая перемена «Буратино рисует дерево»,
нарисуем дерево носом.
- Прочитайте задание. Что изображено на картинках? Назовите картинку по слогам.
Дети: Ка-ша, лод-ка, ка-ран-даш, ма-ли-на, за-бор.
- Обозначьте гласные звуки соответствующими буквами. Определите ударный слог. Обозначьте ударение.
Помочь детям, если кто-то не понял.
Пальчиковая гимнастика.
- Ребята вспомним какие знаки мы ставим в конце предложения.
Злата: вопросительный, восклицательный.
- Молодец Злата и ещё точку в конце предложения ставим. Прочитаем предложения и поставим в конце точку,, ?.
Дети выполняют задание.
Игра головоломка «Собери слово»
НГИКА - К… (Книга)
БГИРЫ - Г… (Грибы)
МКОЗА - З… (Замок)
Слово «грибы) собирали вместе.
Итог занятия:
Вот и закончилось наше занятие.
Сегодня мы, что узнали с помощью гласных звуков можно определить, сколько в слове слогов и какой слог является сильным, то есть ударным.
Вы ребята, умнички, справились даже с дополнительными заданиями!