Лариса Коновалова
Проект по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью народных игрушек
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 5
Проект «Развитие творческих способностей через народные игрушки в старшем дошкольном возрасте»
Выполнила: воспитатель МБДОУ д/с № 5
Нижегородского района
Коновалова Лариса Валентиновна
Заявленная категория: первая
г. Нижний Новгород
2015 год
Публикация «Проект по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью народных игрушек» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Проекты творческие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Проект «Развитие творческих способностей через народные игрушки в старшем дошкольном возрасте».
Вид проекта : творческо-информационный.
Продолжительность: долгосрочный.
Состав участников: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, библиотекарь.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, физическое развитие.
Актуальность: в нашей группе накоплен определенный опыт по теме «Народная игрушка в наше время». Благодаря работе в этом направлении мы получили эффективное средство в области развития познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей нашей группы. Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всестороннего развитого ребенка.
Какой же должна быть игрушка для наших детей? Эти споры появились давно. Игрушка для детей - это особенный мир, мир взрослого в миниатюре, он ничего не изображает, а только применяет. Большое значение для развития ребенка имеют народные игрушки. Они созданы народом для детей. Их целью служит вхождение ребенка в мир человеческой культуры, в мир взаимоотношения людей и природы. Такие игрушки «со смыслом» родители делали сами для своих детей. Это передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.
Проблема:
Развитие интереса у детей к народной игрушке в наши дни.
Цель:
Приобщать детей к традициям народной культуры, различать народные игрушки.
Задачи:
познакомить детей с историей народной игрушки, с народными промыслами, закрепить в их сознании связь между игрушкой, жизнью и бытом своего народа;
развивать коммуникативные навыки (работа в группах, парах);
стимулировать интерес к поиску материала в разных источниках;
внедрить в работу с детьми различные способы использования игрушек в воспитании детей;
активизировать речь, расширить словарь;
содействовать развитию комбинаторных навыков и мелкой моторики;
выработать правильную методику общения ребенка с народной игрушкой;
активно привлекать родителей.
Работа над проблемой: Идея разработки проекта «Народная игрушка» появилась после создания в группе выставки «Снеговики». Дети и родители проявили большой интерес к пополнению выставки новыми экспонатами. В результате появилась идея, что подобные выставки можно устраивать периодически, меняя тему. Наибольший интерес для детей и родителей получила выставка на тему «Ремесла Нижегородских мастеров». Дети и родители активно включились в пополнение коллекции. Особенно много среди экспонатов оказалось различных народных игрушек. Дети стали задавать вопросы, откуда появилась игрушка, что означают их наряды, почему некоторые из них похожи? Мы поняли, что необходимо и дальше поддерживать интерес и инициативу детей и родителей. Так и зародился наш проект.
Основные направления реализации:
1. Изготовление альбомов:
- «Наш дом – Россия»
- «Такие разные матрешки»
- «Ремесла Нижегородской области»
- «Народные орнаменты»
- альбом с элементами хохломской, городецкой, полх-майданской росписи.
2. Дидактические игры: «Собери узор», «Угадай и расскажи», «Городецкие узоры», «Укрась поднос», «Собери матрешку», «Найди лишнее», «Собери правильно», «Назови игрушку», «Укрась хохломским узором тарелку».
3. Перспективный план выставок в мини-музее.
4. Занятие «Мы веселые матрешки».
5. Работа физкультурного кружка «Русские подвижные игры».
6. Чтение русских народных сказок : «Иван - царевич и серый волк», «Елена Премудрая», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Волшебное кольцо», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Снегурочка», «Хаврошечка».
7. Беседы: «Какие занятия, игры, игрушки были у детей в прошлом», «О труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства», «Зачем игрушки нам нужны?», «Как надо обращаться с игрушками?»
8. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек», «Идем в музей», «Путешествие в страну игрушек».
9. Театральная деятельность: «Пальчиковый театр», «Сказка в матрешке».
10. Работа мини-музея.
11. Работа с родителями: консультация «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников», совместное творчество детей и родителей «Моя любимая народная игрушка», информационно-стендовый материал «Как сделать матрешку», папка-передвижка на тему: «История и виды народных игрушек», посещение родителями вместе с детьми музеев, выставок ремесел Нижегородского края, анкетирование родителей, индивидуальные беседы о значимости совместной творческой деятельности с детьми, участие родителей в развлечениях, праздниках, выставках.
12. Картотека народных подвижных игр.
Предполагаемый результат:
• создание мини-музея «Народная игрушка».
• знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними.
• умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой.
• устойчивое желание играть с народной игрушкой.
• проявление творчества при изготовлении поделок.
• применение полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок).
• применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.
• привитие дошкольникам культуры речевого поведения;
• обогащение их словарного запаса средствами народных игр, изобразительной и музыкальной деятельности, театра;
• воспитание у детей культуры взаимоотношений;
• обучение элементам цветовой рефлексии (оценка детьми мероприятий с помощью цветных предметов).
Презентация проекта : итоговое занятие «Мы веселые матрешки».
Работа по реализации проекта оказалась интересной и увлекательной. Народная игрушка стала предметом всестороннего изучения. Народная игрушка успокаивает и создает хорошее настроение у всех. Впереди много открытий, находок и уверенности в том, что мы делаем наших детей творческими, успешными, добрыми.
Список литературы:
1. Перевезенцева Т. Г. Русская народная игрушка. - М. : Внешторгиздат, 1990. - 48 с.
2. Дайн, Г. Л. Игрушечных дел мастера / Дайн Г. Л. - М. : Просвещение, 1994.
3. Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка / Дайн Г. Л. - М. : Просвещение, 19с.
4. Городецкая роспись. С. П. Чуянов. НН «Литера», 2009
5. Хохломская роспись. Т. И. Емельянова. НН, «Литера», 2009.
6. Нижегородская игрушка. Н. В. Квач, С. И. Квач. НН «Литера», 2010
7. Нижегородские промыслы. А. Г. Киселев НН, «Литера» 2010
8. Полхов-Майданская роспись. С. П. Чуянов. НН «Литера», 2009