Нелли Середина
Примерное планирование индивидуальной логопедической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение речи
▼ Скачать + Заказать документы
Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.
Публикация «Примерное планирование индивидуальной логопедической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение речи» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
План индивидуальной работы позволит привести в систему занятия, уси-лить их коррекционную направленность и осуществить личностно - ориентиро-ванный подход в обучении. Он составляется на каждое занятие с учетом результатов логопедического обследования и динамики развития ребенка. В плане предусматривается проведение различных артикуляционных упражнений, работа по постановке и автоматизации звуков, игры, задания по формированию лексики, грамматики, неречевых процессов и мелкой моторики.
При планировании индивидуальных коррекционных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка и его индивидуально-личностные особенности.
Основной целью индивидуальных занятий учителя-логопеда является развитие правильного звукопроизношения и формирование четкого восприятия и воспроизведения звуков родного-русского языка у детей, имеющих нарушение речи.
Основная задача индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий - формировать звуковую сторону речи : нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков.
Планирование
индивидуальной лого-коррекционной работы
c (Ф. И. ребенка, логопедическое заключение)
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата:
1.1. Нормализация моторики артикуляционного аппарата и мышечного тонуса лица, губ, языка, при помощи:
- логопедический массаж, который осуществляет логопед;
- самомассаж органов артикуляционного аппарата, который делает сам ребенок после наглядного показа и объяснения логопедом;
- массаж биологически активных точек, который осуществляет логопед и сам ре-бенок;
- артикуляционная гимнастика, способствующая нормализации мышечного тонуса, которую ребенок выполняет самостоятельно после объяснения и показа логопедом;
1.2. Нормализация дыхания с помощью: упражнений на развитие силы воздушной струи и направленности воздушной струи; специальной дыхательной гимнастики;
1.3. Нормализация голоса с помощью упражнений для развития силы голоса и умения воспроизводить голосовые модуляции;
1.4. Нормализация интонационно-выразительной окраски речи : устранение сма-занности;
1.5. Нормализация темпо-ритмической стороны речи, работа над просодикой.
1.6. Устранение гиперсаливации с помощью специальных упражнений.
2. Формирование произносительных умений и навыков (работа по формированию правильного звукопроизношения) :
2.1. Выработка неправильно сформированных артикуляционных поз значимых для свистящих – с, сь, з, зь, ц, шипящих – ш, ж, ч, щ, сонорных – л, ль, р, рь, губно-губных – п. пь, б, бь, м, мь, губно-зубных – т, ть, д, дь, н, нь, заднеязычных – к, кь, г, гь, х, хь и других групп звуков;
2.2. Определение последовательности работы над звуками : свистящие, шипящие, сонорные, губно-губные, губно-зубные, заднеязычные и другие;
2.3. Уточнение правильной артикуляции нарушенных звуков;
2.4. Постановка нарушенных звуков традиционными способами – путем подражания, правильного произнесения нарушенных у ребенка звуков;
2.5. Автоматизация поставленных звуков: в изолированном положении, на уровне слога, на уровне слова, на уровне фразы, в стихах и рассказах;
2.6. Дифференциация поставленных звуков;
2.7. Введение поставленных звуков в собственную речь ребенка.
3. Развитие общей и мелкой моторики:
3.1. Развивать мелкую моторику с помощью специальных упражнений, например : «колечко», «кулак-ребро-ладонь», «кулак-ладонь», «домик», «ухо-нос», «лотос», «лесоруб», «волшебник» и др. Автор - Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии.
4. Формирование фонематического восприятия:
4.1. Определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
4.2. Определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове. Авторы - В. И. Селеверстов, Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии.
5. Формирование фонематического слуха:
5.1. Выполнение речевых игр и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов. Автор - В. И. Селеверстов.
6. Работа над слоговой структурой слова и грамматическим строем речи :
6.1. Словообразование и словоизменение:
- формирование обобщающих понятий по лексическим темам;
- подбор слов – антонимов;
- подбор слов – синонимов;
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- преобразование имени существительного единственного числа во множественное число;
- образование названий детенышей;
- образование относительных притяжательных имен прилагательных;
- преодоление конструктивного аграматизма;
- формирование и закрепление навыка практического построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами;
- употребление существительных в косвенных падежах;
- образование существительных множественного числа в именительном и роди-тельном падежах;
- согласование имен прилагательных с именем существительным в роде, числе и числе;
- образование относительных и притяжательных прилагательных;
- согласование количественных числительных с именами существительными;
- согласование имен существительных с притяжательными местоимениями «мой, моя, мое» в роде и числе;
- понимание и употребление простых и сложных предлогов;
- уточнение грамматического значения слова.
7. Развитие лексической стороны речи :
7.1. Расширять предметный словарь;
7.2. Расширять словарь признаков;
7.3. Расширять глагольный словарь;
7.4. Формирование структуры значения слова;
7.5. Развитие лексической системности и семантических полей;
7.6. Формирование парадигматических и синтагматических связей слов.
8. Формирование связной речи :
8.1. Составление различных форм расширенных предложений;
8.2. Формировать умение составлять рассказ по картинке;
8.3. Формировать умение составлять рассказ по серии картин;
8.4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины;
8.5. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин;
8.6. Составление описательных рассказов по предметным картинкам;
8.7. Составление рассказов по представлению (из личного опыта);
8.8. Формировать умение составлять пересказ;
8.9. Формировать умение составлять рассказ – описание;
8.10. Развитие связной монологической речи;
8.11. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
8.12. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия;
8.13. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
9. Развитие психических процессов и интеллектуальной деятельности:
9.1. Развитие слуховой и зрительной памяти и внимания на линейный ряд из пяти-семи слов (предметов);
9.2. Развитие зрительного восприятия:
- узнавание контурных изображений предметов;
- узнавание силуэтов предметов;
- узнавание контурных изображений предметов, наложенных друг на друга;
- собирание разрезных картинок.
9.3. Развитие мышления:
- формирование обобщений;
- исключение четвертого лишнего;
- установление последовательности событий в серии сюжетных картинок;
9.4. Развитие пространственных представлений;
9.5. Развитие временных представлений.
10. Воспитание самоконтроля за речью:
В коррекционную работу по устранению речевых нарушений и развитию само-контроля детей за собственной речью помимо логопеда включаются в первую очередь родители и воспитатели детских групп, а также психолог, и другие специалисты детского сада, имеющие непосредственное общение с детьми – логопатами.