Александра Фадеева
Методы индивидуальной коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Методы индивидуальной коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Подготовила:
учитель - дефектолог
МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 21"
Фадеева А. С.
г. Биробиджан
Публикация «Методы индивидуальной коррекционной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.
Нарушение интеллекта у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом. Развитие моторики предполагает коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей, которыми дети с интеллектуальными отклонениями самостоятельно овладеть не могут; исправление неправильных двигательных образцов; формирование произвольности и целенаправленности движений; развитие некоторых основных двигательных качеств. Появление речи, как правило, значительно запаздывает. Затруднено понимание обращенной речи, инструкций, содержания литературных произведений. Дети не понимают смысл коротких рассказов, сказок. В активной речи им характерны бессмысленные, штамповые фразы. Словарный запас крайне беден и ограничен обиходно-бытовой речью. Все это затрудняет их адаптацию в обществе сверстников и взрослых. Поэтому основное внимание при работе с такими особыми детьми я уделяю развитию коммуникативной сферы, речи. Одним из эффективных средств развития речи является развитие моторики. Наиболее эффективной формой для развития общей и мелкой моторики являются индивидуальные занятия с детьми. На таких занятиях я стараюсь развивать моторику у детей не изолированно, а в процессе работы над коррекцией познавательных и психических процессов, мышления, ориентировки в пространстве и времени. Поэтому все занятия я провожу в игровой форме, мотивирую деятельность ребенка. Так, знакомя детей с лексической темой «Животные», предлагаю игру на развитие зрительного и слухового восприятия «Узнай животных». Прошу не только узнать животное по отдельной части и голосу, но и изобразить его пальцами. Украшая лужайку перед домом, ребенок сажает цветы с помощью прищепок и т. п. Так, в интересной для ребенка игровой форме, решаю задачу развития тонкой моторики. Работая над развитием моторики, стараюсь осуществлять и коррекцию эмоционально — волевой сферы.
В индивидуальной коррекционной работе я использую различные подходы, в том числе применение нетрадиционных методов развития моторики, таких как песочная терапия.
Интерес к занятиям с использованием песочницы не случаен. Ведь игра с песком известна с древних времен, как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии».
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Концепция «терапии песком» использовалась М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии Карлом Юнгом, английским педиатром Маргарет Ловенфельд и другими учеными. «Песочная терапия» позволяет:
• стабилизировать психоэмоциональное состояние;
• совершенствовать координацию движений, мелкую моторику;
• стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
• развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
• разнообразить способы сотрудничества.
Сначала учу определять положение игрушки посередине, вверху, внизу коробки с песком. Затем слева и справа от игрушки. Использую такие игровые упражнения: «Поставь игрушку», «Кто где находится?», «Что ты видишь слева, справа?» и т. п. Сначала задания выполняем совмещено, затем по показу, по образцу и только после этого — по инструкции.
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики зачастую предлагают :
- мозаику;
- пористые губки (сжимать – разжимать) ;
- клубочки ниток (для наматывания) ;
- пособия по застёгиванию пуговиц;
- наборы верёвочек для завязывания и заплетания;
- различные пособия со шнуровками;
- палочки (выкладывать узоры);
- су-джок
- пазлы
- обводки
- графические диктанты и т. д.
Су-Джок терапия считается одной из лучших систем самооздоравления. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
В результате использования Су-джок терапии:
- осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
- стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
- развивается координация движений и мелкая моторика;
- развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Инновационная техника «Бусография» привлекает и вовлекает своей необычностью, кропотливостью старших дошкольников. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность, совершенствует сенсомоторику — согласованность в работе глаз и рук, координацию движений и их точность, конструктивный праксис, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность речевого аппарата, монологическую речь.
«Бусографией» рекомендуют начинать заниматься с младшего возраста для освоения простейших приемов работы с бусами : массаж пальчиков, пальчиковый бассейн из бус, упражнения на развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, сортировка бус по цвету. Сначала дети знакомятся с бусами, берут их в руки, исследуют. Затем отбирают бусы по цвету, размеру и нанизывают их на проволоку или шнурок по выбору предложенных образцов. Старшие дошкольники, занимаясь «бусографией», используют уже свой замысел (придумывают объект, подбирают нужный материал и действуют по знакомому алгоритму выполнения. Помощь взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку посчитать необходимое количество бусинок, провести чередование по цвету и правильно провести соединение линий, получая ту или иную геометрическую фигуру. Результат успешно проделанной работы является сильнейшим психологическим стимулом для развивающейся личности ребенка, а сама техника «бусография» оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
Также в своей работе я использую инновационные техники беспредметного рисования, которые позволяют детям не только развить мелкую моторику, но и преодолеть чувство страха в данном виде творчества, выразить в рисунке чувства и эмоции. Оттиск поролоном или жёсткой полусухой кистью - это точки, которые наносят на предварительно намеченный рисунок. Удобно использовать густую гуашь, обмакивая в неё «печатку». Кроме «печатания» «тычка» можно использовать бросовый материал - это пластиковые бутылки, спичечные коробки «растяжку» – получаются красивые цветы. Тычковое рисование. Используем спички с ватой или ушные палочки
Таким образом, представленные выше традиционные и инновационные технологии для стимулирования двигательной активности пальцев рук дошкольников, помимо мелкой моторики развивают у детей все психические процессы, в том числе и речь. Одновременно развивается мускульная память, повышается работоспособность детей, а также улучшается качество образовательного процесса.
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей и должна приносить ощутимые результаты.
Использование инновационных методик и технологий в системе коррекционной работы с детьми с ОВЗ, позволяет обеспечить полноценное развитие ребенка, сохранить физическое и психическое здоровье детей, нормализовать двигательную активность, скорректировать недостатки просодической, эмоциональной стороны речи и успешно социализировать детей с дефектами речи.
Литература
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». — СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. — 50 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005 340 с.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. М. : Речь, 2005.
4. З Забрамная, С. Д. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью / С. Д. Забрамля, Т. Н. Исаева. — М. : Академия, 2002. — 324 с.
5. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е. А. Стребелова. — М. : Владос, 2001. — 230 с.