Валентина Хохлова
Проект «Страна красивой речи». Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи и родителями
▼ Скачать + Заказать документы
«Страна красивой речи»
Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи и их родителям на основе индивидуального подхода
Раздел I : Информационная часть
Раздел II : Содержательная часть
1. Аннотация
2. Актуальность темы
3. Цели и задачи
4. Этапы работы
5. Критерии оценки
6. Ресурсное обеспечение
Раздел III : Перспективы развития проекта
Литература
Раздел I : Информационная часть
Публикация «Проект „Страна красивой речи“, Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи и родителями» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Проект «Страна красивой речи» (далее по тексту Проект) ориентирован на детей 4-7 лет и их родителей (законных представителей). Проект долгосрочный, практико-ориентированный, направлен на преодоление фонетико-фонематических нарушений речи дошкольников, в совместной с детьми и родителями деятельности с целью создания благоприятных условий для положительной социализации дошкольников и последующего успешного обучения в школе.
Раздел II : Содержательная часть проекта
1. Аннотация
Проект направлен на формирование доверительных отношений с родителями и организацию совместной деятельности по проведению коррекционной работы с детьми на основе индивидуального подхода.
Главной идеей Проекта является его открытость, выражающаяся в обеспечении доступности коррекционной помощи в формировании речи детей в условиях логопедического кабинета. База МАДОУ даёт возможность использовать разные варианты оказания логопедической помощи детям, но основой Проекта является присутствие и непосредственное участие родителей в логопедических мероприятиях, что позволяет им вникнуть в проблемы ребёнка и в совместной деятельности устранить их. Осознанное включение семьи в совместный коррекционный процесс, поможет родителям найти подход к взаимодействию со своим ребёнком и положительно скажется на эффективности работы. Таким образом, логопедическая помощь, направленная на коррекцию речевого нарушения будет более конкретной и индивидуализированной.
Формы работы : логопедические гостиные, родительские собрания, консультации, беседы, индивидуальная работа в логопедическом кабинете, совместные занятия.
2. Актуальность темы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС) подразумевает всестороннее удовлетворение потребности населения в образовательной услуге, улучшения качества дошкольного образования, поиск эффективных форм организации деятельности дошкольных учреждений, а так же обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. [2. п. п. 2,п. 1.5,ч. 1]
В последнее время отмечается заметный рост речевой патологии у детей. С каждым годом уменьшается число детей поступающих в детский сад, чья речь развивается без особых отклонений от нормы.
Исследования, направленные на целесообразность разработки и реализации данного Проекта в МАДОУ дали следующий результат:
1. Около 40 % семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста нуждаются в оказании коррекционной помощи.
2. В детском саду имеются достаточные кадровые ресурсы, позволяющие обеспечить эффективность коррекционной работы. (рис. 1)
Рис. 1
3. Родители старших дошкольников заинтересованы в улучшении качества речи детей.
Новизна Проекта – это разработка новой системы взаимодействия с семьями, в применении новых форм сотрудничества с семьей, в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка, так как будет решена одна из наиболее сложных проблем – различие в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Овладев необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей.
Таким образом, существует необходимость в новой организации работы логопедического кабинета МАДОУ, которая будет направлена на оказание логопедической коррекционно-развивающей помощи дошкольникам и их родителям посредством реализации Проекта.
3. Цели и задачи Проекта.
Цель: создание единого коррекционно - образовательного пространства в детском саду и семье для освоения детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. [4,с. 5]
Задачи :
- Создать организационную базу для проведения коррекционной деятельности логопедического кабинета, апробировать методические условия индивидуальных занятий в присутствии родителей.
- Создать условия для функционирования инновационных моделей работы логопедического кабинета МАДОУ (в первую и вторую половину дня).
- Подготовить программно-методическое обеспечение предоставляемых логопедическим кабинетом услуг.
- Пополнить материально–техническую базу логопедического кабинета МАДОУ.
4. Этапы реализации Проекта
I этап (подготовительный) :
- изучение нормативно – правовых документов по осуществлению логопедической деятельности в условиях реализации ФГОС;
- проведение анкетирования родителей (законных представителей) с целью выявления спроса на образовательные услуги.
Исследовательская часть проекта.
Методы исследования – анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, анализ развивающей среды, анализ результатов Проекта.
В ходе исследования были рассмотрены факторы внешней среды, влияющие на речевое развитие детей:
благоприятные:
- возможность своевременного оказания помощи учителем-логопедом;
- консультирование ребёнка у невропатолога, психиатра, отоларинголога;
- использование интернет - ресурсов для подборки методического материала.
- достаточный опыт работы учителя-логопеда;
- оптимальная площадь логопедического кабинета;
- работа консультативного центра для родителей с целью их педагогического просвещения.
не благоприятные:
- недостаточная компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей.
- недостаточный уровень подготовки молодых педагогов для выполнения инновационных форм работы.
II этап (организационно- проектировочный) : - разработка, согласование и утверждение планов работы (индивидуальные и перспективные);
-подбор программно-методического обеспечения и диагностических материалов;
- определение направления деятельности логопедического кабинета и форм взаимодействия участников образовательных отношений;
- создание комфортной предметно – развивающей среды.
III этап (практический) :
- реализация плана работы по Проекту
- организация обратной связи с родителями.
IV этап (аналитический) :
- анализ результатов работы по выполнению Проекта, определение ее эффективности.
5. Критерии оценки и ожидаемые результаты
Качественные:
- выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с нарушениями речи при поступлении в школу;
- снижение количества детей нуждающихся в логопедическом сопровождении к старшему дошкольному возрасту (механизм оценки – количественный анализ);
- создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности педагогического коллектива);
- обогащение предметно-развивающей среды логопедического кабинета и групп;
- повышение уровня удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей);
Количественные:
- привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в коррекционно-развивающей работе с детьми 4 - 7 лет (критерий оценки - показатель мониторинга по обследованию речи дошкольников).
- охват коррекционно-развивающей работой 100% нуждающихся потребителей образовательных услуг.
- увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к выпуску в школу;
- увеличение числа активно участвующих в совместной коррекционно-развивающей работе родителей.
Эффективность проекта : увеличение спроса на предоставляемые услуги.
6. Ресурсное обеспечение проекта
Информационное: в логопедическом кабинете достаточное количество современной методической литературы, компьютер с доступом к сети Интернет, принтер, электронная почта, функционирует сайт МАДОУ, персональный сайт учителя-логопеда.
Временное: сроки реализации Проекта – Сентябрь 2014 года – май 2016 года.
Материально – техническое: в МАДОУ есть кабинет логопеда, имеются наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, компьютерное оборудование, речевая среда в группах и среда детского сада (музыкальный зал, кабинет духовно-нравственного воспитания, Русская горница, Зимний сад, спортивный зал)
Раздел III : Перспективы развития проекта
В случае успешной реализации Проект может быть использован, как одна из вариативных моделей оказания коррекционных услуг детям с нарушением речи и их семьям. Предоставление услуги в рамках идеи данного Проекта (индивидуальный заказ родителей, индивидуальные маршруты по освоению программы) позволит реализовать современный подход к уровню дошкольного образования.
Результаты внедрения Проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 4 года).
Опыт реализации Проекта может быть использован другими учреждениями, так как в ходе его проведения будут разработаны нормативные и содержательные аспекты предоставления услуг детям.
Литература:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - п. п. 2,п. 1.5,ч. 1
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р.
4. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
Москва «Просвещение» 2010 г. -с. 5