Надежда Янкина
Практический семинар для педагогов «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос.
Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада. Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила».
Н. К. Крупская «Педагогические сочинения
Публикация «Практический семинар для педагогов „Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Наша сегодняшняя работа, я надеюсь, окажет вам практическую помощь в установлении контакта с родителями воспитанников.
В статье № 18 Закона РФ «Об образовании говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что семья дает ребенку главное – интимно - личностную связь и изначальное единство с родными.
Детский сад – это первый внесемейный социальный институт, воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно- образовательного процесса.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Задание 1.
1. Дайте определение понятию «сотрудничество».
2. Дайте определение понятию «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (Социальная перцепция – это целостное восприятие социальных объектов, под которыми обычно понимаются другие люди и социальные группы) и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Для успешного развития ребенка необходимо вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе. Каждая из сторон воспитания – и педагоги, и родители вносят свой вклад в становление личности будущего гражданина. Но самый ценный вклад – это плодотворное сотрудничество обеих сторон, когда родители и педагоги не по разные стороны “баррикад” воспитания, а на одной стороне, в согласии и взаимодействии, едины в требованиях и методах воспитания. Именно атмосфера сотрудничества, единые требования со стороны взрослых, позитивное общение дают ребенку возможность почувствовать свою значимость.
Задание 2.
1. Перечислите требования, предъявляемые к ребенку со стороны воспитателя.
2. Перечислите требования, предъявляемые к ребенку со стороны родителя.
Есть ли одинаковые требования?
Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями (периодические издания, Интернет, многочисленная популярная литература для родителей). Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах.
Задание 3.
1. Какие формы взаимодействия с семьей используете вы?
2. Какие формы или мероприятия проводят с вами педагоги?
Формы работы
Совместные праздники и развлечения;
Открытый просмотр занятий;
Родительские собрания;
День открытых дверей;
Наглядные формы работы (стенды, папки-передвижки, выставки детских работ)
Беседы с родителями;
Консультации;
Анкетирование;
Тестирование;
Мастер – классы
Родительские конференции;
Выставки;
и другие.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам.
Задание 4.
Назовите причины трудностей взаимодействия между воспитателями и родителями.
Причины трудностей взаимодействия между воспитателями и родителями:
Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей.
Недостаточная компетентность многих воспитателей.
Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду.
Отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания.
Стремление воспитателей избегать "живого" общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.
"Закрытость" дошкольного учреждения.
Низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе
Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны воспитателей, и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что "детский сад всему научит", и их основная обязанность теперь - обеспечивать материальное существование своего чада. Негативные же отношения могут произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с дошкольным учреждением родителей или их знакомых.
Другая причина связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. И когда воспитатель говорит о ребенке, делает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Причем как оказывается, у воспитателей возникает похожая ситуация, когда они воспринимают родителей как неких инспекторов, которые ежедневно ходят и проверяют их работу.
А теперь я предлагаю вам новую модель взаимодействия с родителями.
Для создания новой модели нужно научить родителя создать образ успешного ребенка. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Для этого необходим ряд условий :
Взаимное доверие педагога и родителей;
Учет индивидуальности каждой семьи : возраст, образование, численность, образ жизни, материальный и педагогический уровень;
Использование разнообразных форм работы с родителями;
Систематичность и последовательность работы с родителями;
Педагогический такт.
Для создания новой модели необходимо пересмотреть роль педагога.
Полное информирование родителей о развитии и успехах их ребенка;
Объективное оценивание ребенка;
Тактичные рекомендации о том, как нужно поступать родителям в том или ином случае;
Рекомендации родителям о плодотворном проведении досуга с ребенком;
Компетентность педагога в развитии и образовании ребенка;
Педагог опирается на инициативу родителя и предлагает на этой основе своё;
Тактично узнает о ребенке у родителя и объективно оценивает его;
Педагог не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему;
Оказывает помощь родителю в создании условий для успешной деятельности и реализации личностных потребностей ребенка;
Педагог не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.
Именно при соблюдении этих условий можно говорить о создании новой модели взаимодействия семьи и детского сада. Эта модель начнет работать, если в неё заложена коллективная творческая деятельность участников педагогического процесса. Чтобы отношения родителя и педагога были партнерскими, чтобы родитель и педагог стали сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьями воспитанников. Искать пути налаживания взаимоотношений должны именно сотрудники детского сада, педагоги, ведь они имеют соответствующую квалификацию и образование.
Ваше мнение? (Высказывания педагогов)
Итог: Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.