Папки-передвижки

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании и развитии интереса к чтению

НАТАЛИЯ КЛЕВИНА
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании и развитии интереса к чтению

«Чтение - это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя».

В. А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся воспитатели и родители. Именно от взрослых зависит то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании и развитии интереса к чтению» размещена в разделах

Читатель в ребенке начинается гораздо раньше, чем он научится читать. Ребенок - слушатель- это уже читатель.

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге у взрослых и, как следствие, у детей. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт очень ограничен. Тем не менее детская литература играет огромную роль в становлении ребенка как личности. Кроме того, книга рассматривается как важное средство формирования у ребенка целостной картины мира, ценностных представлений, литературной речи, художественного вкуса.

Главной задачей знакомства детей раннего возраста с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать текст, развитие художественной культуры. Именно в раннем возрасте дети подвержены влиянию художественных образов. Детская книга формирует у детей нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всем мире. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что и кино, и театр, и другие источники информации вкладывают в наше сознание готовый образ, мы его воспринимаем, но не участвуем в его создании. И только чтение заставляет работать воображение, достраивать то, о чем надо иметь представление. А чтобы иметь развитое воображение, нужно читать все больше и больше.

Как развивать интерес к чтению, поддерживать его – одна из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений и семьи. Именно семья играет здесь ведущую роль. А наша задача, задача воспитателей - знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой.

Особое значение для ребенка как читателя имеет семейное чтение. Ведь именно в семье закладывается и культура обращения с книгой. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда ребенок помнит, что в семье все время читают вслух книгу, интересную для всей семьи.

Незаметно, подрастая, ребенок сам втягивается в этот процесс. Он видит, как почитается книга в его семье, чувствует уважение к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище, сне.

Интерес к книге и чтению, желание ее рассматривать формируются у ребенка в окружении книг, в обстановке уважения к ним, в читающей среде.

Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце.

В наши дни особенно важен вопрос, что читать детям. Родители часто теряются в потоке информации, им порой сложно сориентироваться в обилии книг, предназначенных для детей. Поэтому перед нами, воспитателями, стоит задача понять, как взаимодействовать с каждой отдельной семьей, и проявить инициативу по оказанию помощи в привлечении ребенка к чтению, знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой.

В настоящее время у каждого издателя свой ребенок - читатель. Сначала, пока ребенок только слушатель, он любит слушать и читать то, что любят и помнят из своего детства его родители. Когда ребенок приходит в детский сад, перед ним открываются новые возможности знакомства с детской литературой. Будучи зависимым от взрослых, ребенок именно от них узнает о существовании многоцветной, настоящей детской литературы. Мы, педагоги, знакомим детей с художественной литературой в рамках программы, и совсем немного времени уделяем чтению детям по их желанию. И зачастую желания всей группы детей не могут совпадать, тогда как в семье родители могут уделить внимание своему ребенку и почитать то, чего бы он хотел.

Важнейшей задачей воспитателя и родителей становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. Для этого мы каждый месяц делаем подборку литературы и вывешиваем информацию в уголке для родителей. Так же на родительском собрании знакомим родителей с произведениями, рекомендованными программой воспитания и обучения детей, даем рекомендации по организации домашнего чтения. Совсем недавно было предложено родителям изготовить совместно с детьми книжки-малышки. Немаловажное значение имеет освещение вопроса – как читать детям. Здесь тоже есть правила, с которыми мы просто обязаны познакомить родителей. Знакомство также происходит через консультации, индивидуальные беседы, анкетирование родителей. В группе имеется место, именуемое библиотекой, где 2 раза в месяц мы обновляем подборку книг, делаем выставку художественной литературы разных писателей и поэтов. Здесь каждый ребенок может выбрать себе книгу, посмотреть иллюстрации, ответить на вопросы воспитателя по произведению, и просто почитать наизусть понравившиеся строки и стихи.

Еще мы часто рисуем с детьми картинки по произведениям, где дети сами решают, что они нарисуют, почему, и какая картинка по характеру получится - грустная или веселая, теплая или холодная и т. д. Эти «шедевры» мы обязательно выставляем для просмотра родителями на выставку.

Обобщая вышесказанное, мы делаем все возможное, чтобы помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, как залог их успешного обучения в частности и жизненной судьбы в целом

Публикации по теме:

Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах» МБДОУ детский сад № 12 г. Лысково «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей навыков безопасного поведения на.

Выступление «Взаимодействие детского сада, семьи и школы в процессе подготовки к школе детей с ОНР» Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей с ОНР в период пребывания в детском саду.

Взаимодействие детского сада и семьи Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия.

Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи. Нравственно-патриотическое воспитание» Одной из главных целей ФГОС дошкольного образования является воспитание гуманной, развитой личности которая будет обладать чувствами к любви.

Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи по укреплению физического здоровья детей» Человеческое дитя – здоровое… развитое… Это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни. Как добиться.

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу укрепления физического здоровья детей Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы ФГОС ДО, направленным на изучение интересов и индивидуальных особенностей.

Взаимодействие детского сада и семьи с целью повышения уровня профилактики детского дорожного транспортного травматизма Консультация для воспитателей «Взаимодействие детского сада и семьи с целью повышения уровня профилактики детского дорожного транспортного.

Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом воспитании и развитии дошкольников Страничка для родителей! Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом воспитании и развитии дошкольников Дошкольный.

Взаимодействие семьи и детского сада как условие поликультурного воспитания Россия является многонациональной страной, её населяют десятки народов с самобытными культурами. Поэтому человек в современной социокультурной.

Взаимодействие семьи и детского сада по вопросу патриотического воспитания детей. Сейчас данную тему,считаю актуальной, потому что в последние десятилетия народам России, в качестве идеала предлагается западный образец.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании и развитии интереса к чтению
Опубликовано: 1 ноября 2015 в 22:29
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД