Малясова Елена Александровна
Взаимодействие детского сада, семьи и школы в процессе подготовки к школе детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей с ОНР в период пребывания в детском саду и преемственностью в работе логопеда, воспитателя и родителей.
Публикация «Взаимодействие детского сада, семьи и школы в процессе подготовки к школе детей с ОНР» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Большую помощь в работе учителю-логопеду могут оказать родители детей, занимающихся в логопедической группе. В настоящее время в логопедической практике стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.
Опыт работы с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков, другие считают что все «само исправится к школе». Поэтому особое значение приобретает первая беседа логопеда с родителями, когда он должен в доступной и убедительной форме сообщить о целях и задачах своей работы. В частности, логопед говорит о том, что фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьезным образом влияют на усвоение ребенком школьной программы. Очень полезно показать родителям письменные работы учащихся с дисграфией, примеры ошибок, которые допускают дети-логопаты при чтении.
Логопед должен сказать о том, что родители, все время должны разговаривать с ребенком, постоянно обращать внимание на окружающие предметы, рассказывать об их значении. При этом необходимо подчеркнуть, что оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе.
Особо логопед отмечает роль родителей в комплексе психолого- педагогических мероприятий: единство требований к ребенку; контроль над выполнением заданий; помощь в оформлении тетради ребенка, игр, дидактического материала; активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые мероприятия, праздники, родительские собрания).
Таким образом, логопед, создает установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.
Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима преемственность в работе двух очень важных звеньев - дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой построить свою работу так, чтобы предупредить эти трудности и свести их до минимума. В свою очередь школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будут тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в логопедической группе детского сада.
Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы каждый этап был взаимосвязан и вытекал один из другого. Если логопеды дошкольных учреждений будут четко представлять, какие конкретно трудности будет испытывать ребенок с ОНР в школе, то они смогут наиболее целесообразно и целенаправленно строить свою работу, предупреждая эти трудности обучения. При этом условии количество детей - дисграфиков в школах неизбежно сократится. Для того чтобы это произошло, логопедам школьных логопунктов и логопедам дошкольных учреждений необходимо работать в тесной взаимосвязи.
Логопеды дошкольных учреждений в конце учебного года выясняют, в какие школы будут поступать их дети, составляют списки с указанием фамилии, имени, домашнего адреса, номера школы, в которой ребенок будет учиться и логопедическое заключение, на момент выпуска из логопедической группы. Эти данные передаются школьным логопедам, для того, чтобы коррекционная работа, начатая с детьми в дошкольном возрасте, продолжалась в школе.
Необходимо решить, совместно, некоторые методические вопросы:
1. Посещение и анализ открытых занятий, проводимых, как в дошкольных учреждениях, так и в школьных логопунктах.
2. Сообщение логопедов дошкольных учреждений о методах коррекционной работы с детьми, в условиях детского сада, об игровых приемах, об изготовлении и использовании наглядных пособий в работе с детьми и т. п.
3. Разбор трудных случаев речевых паталогий, встречающихся у детей дошкольного возраста. Эта работа проводится с целью уточнения логопедического заключения, выбора наиболее эффективных методов и приемов работы с ребенком.
Таким образом, успех коррекционного обучения и процесс подготовки к школе детей с ОНР, во многом определяется тем, насколько четко организована взаимосвязь в работе детского сада, семьи и школы.
Литература:
1. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
2. «Дети с общим недоразвитием речи» Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова
3. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте» Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко.