Жанна Петрова
Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом воспитании и развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Страничка для родителей!
Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом воспитании и развитии дошкольников
Дошкольный возраст - время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных и эстетических чувств. Одной из главных задач дошкольного воспитания является социальное развитие детей.
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом воспитании и развитии дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа музыкального руководителя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.
До семи лет дети особенно восприимчивы. Первые яркие, радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. От того, как и какую музыку будет преимущественно слушать ребенок в этом возрасте и какие педагогические условия будут созданы для его музыкально - эстетического развития, зависит в будущем развитие его музыкальных способностей, музыкальных интересов, отношение к музыке, к конкретным музыкальным произведениям, а, следовательно, и развитие его личности в целом.
Посмотрим, что говорили по этому поводу гении человечества и великие педагоги. «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается. От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям. От красивых мыслей к красивой жизни» (Платон). «Через красоту – к человечности» (В. А. Сухомлинский). «Нравственность должна выступать в форме красоты» (Гегель).
Современные исследователи (М. И. Лисина, Р. С. Буре, А. А. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И. Божович и др.) подчёркивают неразрывную связь эмоционального развития детей и освоения детьми нравственных и эстетических ценностей. Только нравственные и эстетические чувства могут стать фактором полноценного развития личности.
Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей.
Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку определённый социальный опыт. Но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, вместе творить. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство музыкального развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса!
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Опыт работы показал, что успех художественного воспитания и, в частности, музыкального, осуществляемого в дошкольных учреждениях, во многом зависит от постановки воспитания в семье. Именно в семье, в ее традициях кроются истоки музыкального дарования ребенка, которые еще не пробудились, но ждут чуткого своевременного прикосновения к ним. Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребёнка подтверждают биографии многих музыкантов.
Свои первые впечатления связывают с семьей М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, Д. Д. Шостакович. Они отмечают, что домашние музыкальные вечера, царившая на них атмосфера любви и уважения к искусству вызывали в них заинтересованность музыкой, воспитывали преданность ей. В семье завершается процесс закрепления опыта музицирования, приобретенного в детском саду. Это значит, что за формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, равно как и за формирование личности ребенка, несут ответственность воспитатель, музыкальный руководитель и родители.
Педагог и родители как партнеры должны дополнять друг друга, а для этого мы должны вооружать семью знаниями и умениями по музыкально-эстетическому развитию детей.
С целью изучения отношения семьи к музыке, к вопросам музыкального развития ребенка, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, предлагаем Вам, уважаемые родители, заполнить анкенту «Музыкальное развитие ребенка в семье». Эта информация позволит проанализировать специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, имеющиеся условия для развития его музыкальных способностей дома. каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Уважаемые родители! Вы – самые дорогие и близкие люди для своих детей! Дети гордятся Вами, им хочется вместе с Вами и танцевать, и петь песни, и играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на праздниках в детском саду, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
Анкета для родителей
Уважаемые мамы и папы! Мы хотим, чтобы музыка стала неотъемлемой частью жизни ребенка. Поэтому надеемся на сотрудничество. Для нас важно узнать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для музыкального воспитания своего малыша.
1. Какое значение вы придаете музыке в развитии своего ребенка?
а Считаю частью его будущей образованности
б Отвожу одну из главных ролей
в Особого значения не придаю
2. Как ребенок относится к музыкальному репертуару ДОУ?
а Поет детские песни с удовольствием
б Предпочитает копировать песни взрослых
в Совсем не поет и не говорит о детских песнях
г Поет только с взрослыми
3. Как вы приобщаете ребенка к музыке?
а Посещаю с ним концерты
б Беседую с ним о музыке
в Считаю, что это должны делать в ДОУ
г Предпочитаю отдать ребенка в музыкальную школу
4. Каков интерес вашего ребенка к музыке?
а Интереса не проявляет
б Рассказывает о том, что делали на музыкальном занятии
в Говорит со мной о музыке, если я его спрашиваю
5. Как ребенок реагирует на музыку?
а Сразу начинает петь, как только слышит знакомую песню
б Внимательно слушает музыку
в Пытается движением воспроизвести характер музыки
г Равнодушен к музыке
6. Какие условия созданы для домашнего музицирования?
а Не занимаюсь этим
б Есть музыкальный инструмент
в Есть фонотека с детским репертуаром
Спасибо!
Примерное планирование работы с родителями в 2015-2016 учебном году
№ п/п Мероприятия Сроки
1 Выступления на групповых родительских собраниях по вопросам музыкального развития детей в течение года
2 Оказание помощи в собрании домашней фонотеки, созданию музыкального развивающего пространства дома в течение года
3 Привлечение родителей к участию в мероприятиях ДОО (активное участие в праздниках, изготовление детских костюмов и т. д.) в течение года
4 Обновление информационно-консультативного материала в родительских уголках ежемесячно
5 Анкетирование родителей «Ребенок и музыка» сентябрь
6 Консультация «Играем в оркестре «Домисолька» ноябрь
7 Консультация «Детская музыка в семье» январь
8 Проведение конкурса «Веселый оркестр – своими руками» февраль
9 Консультация «Музыка вокруг нас» март
10 Подведение итогов конкурса «Веселый оркестр – своими руками» апрель
11 Консультация «Лечение музыкой» апрель