Юлия Бутова
«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, направленным на изучение интересов и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Современные дети - дошкольники не такие, какими были 10-20 лет назад. По данным Научного центра здоровья детей РАМН, здоровье подрастающего поколения ухудшилось примерно на 17-20%. Отмечаются проблемы в социально-нравственном здоровье детей. Все это негативно сказывается на физическом, психическом, психологическом здоровье подрастающего поколения, его духовно-нравственном воспитании.
Публикация «„Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО“ из опыта работы» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
В наше «современное» время дети не всегда общаются со своими сверстниками, играют в дворовые и народные игры, недостаточно вниманию получают от родителей в связи с их занятостью на работе, вместе с тем много времени проводят за компьютерными играми, просмотром теле- и видеофильмов, что способствует ограничению двигательной активности.
В условиях гиподинамии и разобщенности с родителями и сверстниками происходит ухудшение физического и психического здоровья ребенка. Вот почему так важно каждому ребенку обеспечить особое внимание и заботу о сохранении и укреплении его здоровья.
Семья во все времена являлась основным институтом, который ответствен за развитие и воспитание ребенка. В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед ДОО поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие как во внутреннем образовательном пространстве, так и во внешнем, т. е. социальном. К внутреннему пространству относится сотрудничество воспитанников, родителей и педагогов ДОО. Внешнее пространство подразумевает партнерство с государством, с культурными центрами, медицинскими учреждениями, со спортивными и общественными организациями, обеспечивающее целостное и гармоничное развитие дошкольника.
«Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоциональное благополучие)» - одна из важнейших задач, изложенных в ФГОС ДО. Возникает необходимость совершенствования подходов к взаимодействию ДОО с семьей. Основная цель деятельности по взаимодействию с семьей образовательных учреждений - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности взрослых в области физического развития.
Развитие партнерских отношений педагогов с родителями осуществлялось в три этапа:
Первый этап посвящен изучению особенностей взаимодействия педагогов и родителей и состояния здоровья и физического развития детей. Комплексный мониторинг в форме психологических тестов, анкет, опросников и бесед позволяет получить информацию об индивидуальных особенностях каждой семьи.
На втором этапе обеспечивается повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах физического воспитания и здоровья детей. Его содержание построено на основе тематического плана и включает традиционные и нетрадиционные формы работы с педагогами и родителями. Родительские собрания, беседы, консультации, семинары-практикумы направленны на знакомство с программой формирования основ физической культуры и культуры здоровья дошкольников. Наряду с этим проводятся фотоотчеты спортивной жизни семьи и детского сада, дни открытых дверей, организация вечеров вопросов и ответов, конкурсы для родителей и детей.
Третий этап начинается с анализа эффективности проводимых форм взаимодействия, сравнения уровней психолого-педагогической компетентности взрослых в вопросах физического воспитания, оздоровления и развития детей.
Целенаправленная система взаимодействия семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей позволяет сформировать основы физической культуры и культуры здоровья дошкольников, подготовить их к школьной жизни, а также будет способствовать самореализации родительского потенциала.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на организацию совместной деятельности инструктора по физической культуре, воспитателей и родителей по физическому развитию детей дошкольного возраста в семье и ДОО.
В нашем ДОУ организуются разные формы физкультурного досуга с привлечением семей. Традиционными стали дни открытых детей, круглые столы по вопросам физического развития детей.
Инструктор по физической культуре разрабатывает сценарии физкультурных праздников и досугов и организует их совместно с воспитателем группы и родителями. Изучает семейный опыт по формированию ЗОЖ, проводит консультации, обучающие занятия для родителей, направленные на овладение здоровьеформирующими технологиями.
Родители, в сою очередь, получают рекомендации от инструктора по физической культуре и воспитателей группы проводить с детьми спортивные игры и упражнения, получают консультации от педагогов. Участвуют в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях, организуемых с целью развития у детей мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Делятся спортивным опытом и своими достижениями. Знакомятся с содержанием дополнительного образования и совместно с ребенком выбирают определенное направление, учитывая его интересы и функциональные возможности.
Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками и помощниками инструктора по физкультуре, создается атмосфера сотрудничества, что является положительным результатом по взаимодействию, наблюдается повышение уровня заинтересованности родителей проблемой физического развития и оздоровления детей.