Татьяна Зеленская
Познавательное занятие с элементами исследовательской деятельности «Спасаем лягушат»
Цель: создать условия для исследовательской - познавательной деятельности детей.
Задчи:
- способствовать формированию у детей представлений о разных состояниях воды и свойствах льда;
- развивать мелкую моторику, используя технику комкания бумаги, развивать фонематический слух;
- продолжать вызывать интерес к играм с водой, воспитывать отзывчивость, побуждать оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, способствовать осознанию собственной значимости.
Словарная работа:
Обогащение словаря:
Оттаяли, кваканье, комкаю.
Уточнение словаря:
Прозрачный, скользкий, кочка, усаживайте.
Публикация «Познавательное занятие с элементами исследовательской деятельности „Спасаем лягушат“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лягушка. Конспекты занятий на тему лягушек
- Лягушки, лягушата
- Темочки
Уточнение словаря:
Лед, холодный, твердый, тает.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке, экспериментирование с водой (замораживание на холоде, оттаивание в теплом помещении, рассматривание картин с изображением болота, разучивание логоритмической игры.
Оборудование и материалы:
Аудиозапись с кваканьем лягушки; игрушки: мама-лягушка и лягушата, замороженные в лёд; макет болота; зеленая бумага; салфетки для каждого ребенка.
Методы и приемы:
Словесный – чтение стихотворения, беседа с детьми.
Наглядный – демонстрация способов действия с материлами.
Практический – познавательно-исследовательская деятельность.
Ход занятия:
I.Игровая мотивация
Дети играют в группе. Воспитатель включает аудиозапись со звуками кваканья лягушки. ( запасной вариант: воспитатель обращает внимание детей на откуда-то доносящиеся звуки – кваканье лягушки.)
Воспитатель: ребята прислушайтесь, что вы слышите?
Дети: это лягушка.
Воспитатель: а что она делает?
Дети: квакает.
Воспитатель: действительно, мы слышим кваканье лягушки. Интересно, где она спряталась? Давайте с вами ее поищем.
Дети определяют по звуку и находят лягушку.
Воспитатель: давайте ее рассмотрим. Каким она цветом? Какая по размеру? Где живет? Какие издает звуки?
(ответы детей)
Воспитатель: ребята послушайте, о чем рассказывает лягушка.
Мои веселые ребята - Озорные лягушата - В пруду весело играли, В воду прыгали, ныряли. Но случилась вдруг беда - Превратилась в лед вода! Что же делать? Как же быть? Как детей освободить?
II. Исследовательская деятельность со льдом.
Воспитатель: про кого рассказала лягушка?
Дети: про лягушат.
Воспитатель: что с ними случилось?
Дети: вода превратилась в лед и в ней замерзли лягушата.
Воспитатель: давайте с вами посмотрим, где же лягушата.
Дети проходят к столам, на которых в контейнерах замерзшие в льдинках лягушата, льдинки на каждого ребенка)
Воспитатель: вот они лягушата, как же они туда попали?
Дети: лягушата играли в воде, а вода замерзла. Вот они и превратились в льдинки.
Дети берут в руки льдинки.
Воспитатель: ой ребята, что – то мои руки стали мерзнуть. А ваши тоже замерзли? Почему?
Дети: мы держим лед.
Воспитатель: он какой?
Дети: холодный.
Воспитатель: он выскальзывает из рук, значит он еще какой?
Дети: скользкий.
Воспитатель: ребята, посмотрите, вы видите лягушат? (Да) Почему? (предположения детей). Потому что лед прозрачный как стекло. Повторите, какой лед? Посмотрите, вода потекла по рукам…. Откуда она появилась?
Дети: это тает лед.
Воспитатель: почему начал таять лед?
Дети: от теплых рук.
Воспитатель: а когда еще начинает таять лед? (ответы детей) Молодцы. А теперь сложите льдинки, вытрите руки. Лягушка приглашает нас поиграть.
III.Физкультминутка.
На болоте лягушата - (дети приседают, подняв полусогнутые руки вверх) Развеселые ребята Утром рано умывались (имитируют умывание) Полотенцем растирались (имитируют растирание) Лапками топали, (топают) Лапками хлопали, (хлопают в ладоши) В салочки играли - (прыгают на двух ногах) По кочкам скакали.
Воспитатель: молодцы, вы здорово прыгали по кочкам, только посмотрите на нашем болоте нет кочек. (дети подходят к импровизированному болоту (ватман.) я предлагаю вам сделать кочки чтобы лягушата больше не замерзли в воде. (Воспитатель показывает и объясняет способ изготовления «кочек» из зеленой бумаги.)
Воспитатель: я комкаю бумагу в кулаке. Что я делаю? Посмотрите какая получилась кочка. Давайте разложим кочки на болоте. (дети раскладывают кочки на ватмане). Ребята мы пока играли совсем забыли про наших лягушат. Пойдемте посмотрим. (Дети проходят к столам).
Воспитатель: что стало со льдом. Куда он пропал.
Дети: он растаял.
Воспитатель: а почему?
Дети: в группе тепло.
Воспитатель: правильно ребята, лед тает от тепла. Давайте рассадим лягушат в болото на кочки. Усаживайте их на поднос, чтобы они не разбежались. (дети садят лягушек на поднос, воспитатель несет их к «болоту» и рассаживает на «кочки») посмотрите, какое у нас получилось замечательное болото. Мама лягушка очень рада, что ее лягушата снова вернулись к ней. Вы молодцы, помогли лягушке и лягушатам снова быть вместе. Я предлагаю вам немного потанцевать около него. (дети под музыку танцуют)