Получи документы

«Путешествие по экологической тропе». Конспект занятия

Юлия Ликунова
«Путешествие по экологической тропе». Конспект занятия
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Уточнить, обобщить и пополнить знания детей о березе, зимующих птицах, о значении снега для жизни растений. Развивать логическое мышление, обобщать словарный запас, развивать связную речь (учить давать полные ответы на вопросы).

Вызвать интерес к окружающему миру заботливое отношение к природе.

Формировать реалистические представления о природе.

Материал: Письмо, кормушка, корм для птиц, лопаты, санки, картинка со следами птиц и кошки (или изображение на снегу, иллюстрации: синица, снегирь.

Методические приемы: словесные (загадки, стихи, вопросы, беседа); игровые («Назови ласково», «Письмо», «Послушай»); наглядные (наблюдение, опыт); остановка «Игральная».

Предварительная работа: Заучивание загадок, стихов, опыты со снегом, наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы.

Ход занятия:

Перед тем, как дети начнут одеваться на прогулку, загадать загадку:

Кто в пуховой шубке белой

Легкой поступью и смелой

Вышел в час утра?

На кудрях ее пушистых

Много блесток золотистых,

Много серебра…

Рукавичкою взмахнула –

Раз. Куда бы ни взглянула,

Застлан был ковер…

Новый взмах – и речка встала

Та, что звонко лепетала

С давних пор.

Кверху руки поднимает –

Вмиг деревья покрывает

Чистым серебром…

Это белая шубейка

Всем знакома, чародейка,- (Матушка – зима) Л. Чарская

В. Как называет поэтесса зиму? Какие образные слова использует для описания зимы? Вам нравится зима? Почему?

(Ответы детей)

В. Посмотрите в окно. Как вы думаете какая погода сегодня? Почему вы так думаете?

Д. На улице холодно, морозно. Дует сильный ветер, качаются деревья. Прохожие одеты в теплые куртки, в шубы, кто – то поднял воротник и т. д.

В. Что мы наденем, собираясь на прогулку? Что возьмем с собой? Зачем? (Ответы детей)

(Дети стоят на крыльце)

В. Дети, сегодня мы отправимся в путешествие по экологической тропе. По этой тропе мы путешествовали осенью. Сегодня мы посмотрим изменилось ли что – ни будь с наступлением зимы.

Ну, что, в путь! Сначала мы пойдем по дорожке, которая идет через весь участок.

В. Вот мы и на месте. Если вы отгадаете загадку, то догадаетесь о чем мы будем говорить.

Меня вы узнаете по простой примете:

Нет дерева белей на белом свете?

Д. Береза.

В. Подойдите, поздоровайтесь с нашими березками, назовите из по именам. Поинтересуйтесь, как они себя чувствуют?

В. Дети, как можно назвать березу Надю ласково? (Ответы: Надюша, Наденька, Надюшенька, Надюшечка).

В. Назовите ласково Березку Свету. (Светлана, Светочка, Светланочка).

В. Какое слово напоминает вам это имя?

Д. напоминает слова: «Свет», «Светлый».

В. Тогда почему мы назвали эту березку таким именем?

Д. она еще молодая и ствол у нее белый, черных пятене мало. Она вся такая белая, светлая.

В. Верног.

Д. А на березе что – то висит. Какой – то конверт.

В. Верно. Давайте посмотрим, что это; что там лежит) (Раскрывает конверт, читает)

Здравствуйте дорогие дети! Мы очень рады вновь встретиться с вами. Мы вам очень благодарны за хорошее к нам отношение. У нас к вам, дети, есть несколько вопросов. Мы часто слышим, что береза – дерево. Что такое дерево?

Д. это такое растение. Высокое, большое, с высоким толстым или тонким стволом, с мощными корнями под землей, разными по величине ветками, почками, семенами, листьями. И еще ствол покрыт корой.

(Воспитатель читает письмо)

-А какая у нас кора? Как ее называют?

Д. Кору у березы называют берестой. Береста – это верхний слой коры. Кора белая, гладкая, шелковистая.

В. Чем отличается кора старых берез от коры молодых березок?

В. Стволы у старых берез внизу покрыты темной корой, толстой, грубой, морщинистой, а сверху кора более светлая, серебристо – белая.

В. Дети, наши стволы покрыты темными черточками и полосками. Как вы думаете зачем они нам? (Ответы детей)

В. (Читает). Конечно эти черточки украшают березку. Но это не самое главное. Скажите, пожалуйста, чем дышит человек? Как поступает воздух в легкие?

Д. Воздух поступает через нос.

В. «А березкам помогают дышать темные черточки и полоски: в жару они раскрываются и пропускают воздух к корням деревьев.»

В. «Дети, а вы знаете, почему на березах зимой нет листьев? Почему они появляются только весной?»

Д. Осенью листья с деревьев опадают. Это происходит потому, что прекращается движение сока по стволу к веткам и листьям.

В. «Правильно, дети, осенью сок не передвигается по стволу. И это очень важно. Ведь зимой будут морозы, сок может превратиться в лед (замерзнуть). А лед занимает больше места, чем вода, поэтому ветки, ствол могут потрескаться. Когда прекращается движение сока, деревья засыпают и спят всю зиму. Поэтому письмо, которое вы читаете, мы написали еще ранней осенью и попросили ворону принести вам это письмо зимой. Спасибо, вам, дети, за ваше доброе к нам отношение. Ваши березки».

В. Дети, давайте прочитаем нашим березкам стихи. Я думаю им будет приятно их услышать. (Дети читают стихи: С. Есенина «Белая береза»)

В. На Руси всегда любили белоствольную красавицу – березку. Ее называли деревом счастья. Любит березу и мордовский народ. Немало стихов, песен и загадок сложено про березу. Есть даже танцевальные и хоровые коллективы, носящие имя белоствольной красавицы – это ансамбли «Березка», «Келу».

В. О чем мы говорили на этой остановке? Как можно назвать эту остановку? (Ответы детей)

В. Ну, что же, отправляемся дальше. Наш путь пройдет через этот участок. (Дети идут по снегу, останавливаются у места, где очень мало снега).

В. Дети, почему на этом участке видно засохшую траву?

Д. Здесь очень мало снега. В. Почему снега так мало именно в этом месте? Д. Может быть его сдуло ветром. Дети могли убрать его лопатами. В. Возможно. Дети, какой сегодня снег? Возьмите и подбросьте его вверх. Что произошло? (Снег рассыпался на мелкие частички – снежинки, медленно закружился). Д. Снег морозный, лёгкий, блестящий, сверкающий, искристый и т. д. В. Потрогайте снег рукой. Какой он на ощупь? В. Верно, снег холодный. А как, вы, думаете, что произошло с травой под снегом? На улице - мороз. (Предположения детей.) Хотите, посмотреть, как «чувствует» себя трава зимой? (Осторожно сгрести снег.) Д. Трава зелёная. Она не замёрзла. Трава – живая. В. Но ведь снег холодный! Почему же трава зеленеет как весной? В. Верно, под снегом тепло. Он не пропускает мороз и ветер, как наша одежда. Снег защищает растения зимой. В. Дети, как вы думаете, траве будет теплее, когда мало снега или, когда много? (Ответы детей.) В. Укройте травку снегом. Молодцы, теперь трава не замёрзнет. А сейчас молча походите по снегу. Что – то слышите? В. Дети, как вы думаете, почему снег скрепит? Но, сначала, рассмотрите снежинки через лупы. Что вы увидели? (Ответы детей.) В. Правильно. В морозную погоду снежинки очень хрупкие, поэтому быстро ломаются. Снежинки состоят из маленьких – маленьких, тоненьких – тоненьких льдинок. В. Дети, как мы назовём эту остановку? (Снежная, Снежок.) В. Очень красивое название. Дети, что вы узнали нового, интересного о снеге? Кто хочет загадать загадки про снег, снежинки? 1. Бел, как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, весной в землю убежал. 2. Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладошке и во рту. 3. Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

В. Молодцы! А стихи про снег, про зиму знаете?

(Дети читают стихи): Суриков «Зима», Пушкин «Под голубыми небесами», Бальмонт «Снежинка», Кондратьев «Метель».

В. Очень красивые стихи прочитали. А сейчас закройте глаза и прислушайтесь…. Что вы слышите? (ответы детей)

В. Голоса каких птиц вы слышите?

Д. Воробьев, ворон, голубей, синичек, галок.

В. Теперь наш путь ведет нас к кормушке. Но близко подходить мы не будем, чтобы не напугать наших пернатых друзей.

В. Кого называют пернатыми друзьями? Почему?

(Ответы детей)

В. Дети, посмотрите, какие птицы прилетели на кормушку? Чем они похожи? Чем отличаются?

В. Молодцы, верно заметили. Посмотрите, следы на снегу. Как вы думаете, кто их оставил?

Д. это следы кошки. А это следы птиц: Воробьев и ворон.

В. Дети, как вы думаете, почему около кормушке ходила кошка? Как вы думаете, правильно ли мы сделали, что закрепили нашу кормушку высоко над землей? Почему?

(ответы детей)

В. Сегодня вы много читали стихов и загадок. Я тоже хочу прочитать вам стихотворение Прокофьева «Снегири».

В. Кто из вас видел снегирей? Расскажите нам, какие они? Чем питаются.

(ответы детей)

В. А теперь послушайте загадку:

Носит серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Кааааар! Каааар!»

В. Кто это? Чем питаются вороны?

(ответы детей)

В. Что едят синицы? Чем подкармливают люди синиц зимой?

В. Чем мы подкармливаем птиц на участке?

В. Молодцы, много всего знаете о птицах. Как мы назовем эту остановку?

Д. Птичья. Столовая для птиц.

В. Что ж, нас ждет следующая остановка, в путь.

(дети приходят на участок)

В. А вот и последняя остановка и называется она «Игральная». Как вы думаете, что мы будем делать на этой остановке?

В какую игру хотите поиграть?

(организуется подвижная игру, по желанию детей). затем дети катаются на санках, лыжах, играют с выносным материалом)

Литература:

Елкина И. В., Маринечева О. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, академия развития, 1996г.

Лысаков В. Г. «1000 загадок» М., А. Т. С., 2006.

Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?», М., ГНОМ и Д, 2002.

Шорыгина Т. А. «Птицы. Какие они?», М., ГНОМ и Д., 2002.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе»Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе» Ход занятия: --Ребята, сегодня у нас необычное занятие потому, что проводим мы его не в группе, а на улице. -- Ребята, сегодня я предлагаю.

Фотоотчет. «Путешествие по экологической тропе»Фотоотчет. «Путешествие по экологической тропе» Для того чтобы простые прогулки с детьми на свежем воздухе превратились в увлекательное знакомство с многообразием живой природы, мы - воспитатели.

Фотоотчет «Путешествие по зимней экологической тропе»Фотоотчет «Путешествие по зимней экологической тропе» Фотоотчет "Путешествие по зимней экологической тропе" Одной из интересных форм работы по экологическому воспитанию является организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие по экологической тропе». Конспект занятия
Опубликовано: 26 января 2025 в 17:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие по экологической тропе». Конспект занятия» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ликунова (УИ 728728) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД