галина федулина
Познавательно-исследовательский проект в младшей группе «Вода-волшебница»
▼ Скачать
МБОУ «Важинский образовательный центр»
Воспитатель младшей группы Федулина Г. М.
Познавательно – исследовательский проект в младшей группе
Тема: «Вода – волшебница»
Продолжительность: среднесрочный
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в младшей группе „Вода-волшебница“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Наблюдая за детьми, мы замечаем, что детям очень интересна вода. Сколько удовольствия приносят игры с водой! Что же дети знают о воде? Знают, что в луже вода, в кране вода, в чашке вода. Воду пьют, в ней моются, купаются, моют посуду, моют руки, моют кисточку.
Дети – это прирождённые исследователи. Их любознательность, постоянное стремление к экспериментированию ведет к развитию познавательной активности. В играх и экспериментах с водой мы узнаем: о свойствах воды, зачем и кому нужна вода.
Цель проекта : расширить и обогатить знания детей о воде и ее свойствах, особенностях и значении.
Задачи:
Расширить представления детей о свойствах воды.
Создать условия для выяснения свойств и качеств воды: вода прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества. Другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной, теплой.
Познакомиться с процессом превращения воды в лед, льда и снега в воду.
Формировать представление о значении воды в жизни человека. Обогащать и активизировать словарь.
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность.
Как узнать?
Провести наблюдения в природе.
Провести опыты с водой.
Посмотреть мультфильм о воде для накопления информации.
Сделать Лэпбук «Вода»
Взаимодействие с родителями:
Консультация по теме: «Родителям. Как играть с водой»
Создание книжек – малышек о воде.
Подготовительный этап.
Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
Пополнить развивающую среду: подбор художественной литературы по теме, подбор энциклопедий.
Подбор загадок, стихов.
Подбор дидактических игр.
Подготовка оборудования для опытов с водой.
Подготовка информации для родителей.
Реализация проекта.
Познавательное развитие Наблюдение за природными явлениями связанными с водой (изморось, иней, лед, снег, сосульки, капель)
Игры - эксперименты: «Пейте куклы вкусный сок»; «Как вода гулять отправилась»; «Почему кораблики не плывут»; «Рыбалка», «Водопад»; «Тает льдинка»; «Кто живёт в воде»
Опыты: «Лед – вода»; «Снег – вода»
Просмотр мультипликационного фильма.
Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, ручья, водопада т. п.
НОД по познавательному развитию «Вода – волшебница»
Художественная литература:
Потешки: «Водичка – водичка», «Дождик, дождик кап, кап,кап»; «Дождик лей, лей, лей»
А. Босев «Дождь»; А Барто «Девочка – чумазая»; «Зайка», «Мячик»
З. Александрова «Купание» К. Чуковский «Мойдодыр» Л. Воронкова «Снег идет»
Художественно - эстетическое развитие Прослушивание записи журчания воды.
Рисование «Дождик кап, кап, кап»
Лепка «Рыбки в аквариуме»
Физическое развитие Подвижные игры «Солнышко и дождик»; «Капельки и туча»; «Караси и щука»; «С кочки на кочку»
Социально – коммуникативное развитие Уход за комнатными растениями (полив).
Дидактические игры «Купание куклы Кати»; «Стирка»; «Тонет – плавает».
Игры – забавы «Пускание мыльных пузырей»
Игры с водой, со снегом.
Заключительный этап
Показ презентации «Мир природы».
Выставка фотоматериалов и книжек – малышек по проекту «Вода – волшебница».
Лэпбук «Вода»
Приложение.
Игры - эксперименты
Кто живёт в воде
Цель: развивать познавательный интерес и воображение.
Материал: синий и голубой карандаши или акварельные краски, альбомный лист
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Водяные человечки
Целый день плескались в речке.
А потом залезли в тазик
Искупаться ещё разик.
В песочнице живут песочные человечки, а в воде (в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме. Дайте малышу синий и голубой карандаши или акварельные краски и попросите его самостоятельно нарисовать своих водяных человечков.
Пейте куклы вкусный сок
Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.
Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.
Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).
- Открывай! – скомандовал Зайка.
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).
- Как красиво! – восхитилась мама.
Предложите детям приготовить для кукол разноцветный сок, постарайтесь привлечь внимание ребё нка элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?»
Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол, угостите напитками. Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый.
Тает льдинка
Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.
Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.
Положим кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!»
В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.
Как вода гулять отправилась
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»
Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т. п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью То же самое проделайте и со шприцом.
Почему кораблики не плывут
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.
Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
Ход игры - эксперимента
Художественное слово
Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звё зды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.
Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.
Рыбалка
Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.
Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.
Ход игры - эксперимента
Художественное слово
- Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
- Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!
Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т. д.
Водопад
Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.
Материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесинки.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.
Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).
Консультация родителям
Как играть с водой.
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребёнок, - это вода. Она даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нём. Игры с водой – один из самых приятных способов обучения.
Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем!
Воду можно наливать в различные ёмкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фасона, вида, фактуры, объема). Сравнивать количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера и, наоборот, близкие по размеру, но разной формы, разные по прозрачности-непрозрачности. Используем в качестве мерки третий сосуд (прозрачный, сделав в нём отметки маркером и выливая туда воду из первых двух по очереди.
Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков «поместится» в большую бутылку.
В стенках любой пластмассовой бутылке можно сделать дырки. Это может быть одна дырка: наверху, внизу или посередине.
Поэкспериментируйте с такими бутылками: наливайте в них воду из-под крана, погружайте их под воду (можно попробовать заткнуть горлышко, а потом доставайте и смотрите, как вода выливается через дырки, и в какой момент она перестаёт выливаться.
Растворяется или не растворяется.
Можно подкрасить воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета.
Что ещё можно раствориться в воде, кроме красок?
Пусть малыш наливает в воду (тёплую или холодную) разные жидкости ложкой. Сок, молоко, кефир, сироп, мёд, варенье или даже несколько капель подсолнечного масла. А если в воду сыпать разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе.
А если бросать в воду твёрдые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то другое.
Что происходит с водой? Меняется ли её цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду сразу же, после размешивания или через некоторое время?
Бросаем в воду всё подряд!
В воду можно бросать игрушки и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности, одной или двумя ладошками, двумя пальчиками или ситом, дуршлагом, сачком, палкой, половником.
Можно выяснить: а есть ли предметы и материалы, которые не плавают в воде?
Попробуем класть в воду предметы из разных материалов:
Металл – ложка обычная, другие предметы;
Дерево – деревянная ложка, мисочки;
Пластмасса – любые предметы и игрушки;
Резина – в одной резиновой игрушке вырежьте дно, а другие бросайте, как есть.
Сравните: Ткань – кусочки разных тканей, разных размеров – некоторые из них будут быстрей намокать, некоторые нет.
Бумага и картон разной плотности намокают по-разному: сразу целиком или сначала кроя, быстрее или медленнее, тонут или плавают.
Губки разных размеров – поролоновые, резиновые. Ими можно набирать воду, выжимать их, собирать разлитую воду. Некоторые из них плавают, некоторые сразу пропитываются и быстро тонут.
Знакомим ребёнка с разной температурой.
Это тоже очень важно. Это можно сделать с теми же бутылками. Налейте холодную воду, слегка потеплее, тёплую, погорячей, горячую.
Дайте ребёнку потрогать бутылки. Назовите его ощущения словами, научите сравнивать – расставлять от самой холодной к самой горячей.
Можно попробовать погружать пальчик в воду или выливать из бутылки на руку и сравнивать.
Позже надо научить ребёнка пользоваться кранами с горячей и холодной водой.
Сначала открывает холодную, потом горячую. На кранах обычно есть красный и синий кружочки.
Красный – это опасно, это горячая вода.
Синий – это холодная.
Но момент ознакомления ребёнка с открытием кранов лучше оттянуть.
Лёд – это тоже вода.
Можно вместе с ребёнком заморозить лёд в сосудах разной формы. Это будут стаканчики, формочки для теста, кружки, тарелочки, формочки для песка, любые пластмассовые ёмкости разного размера.
Можно что-то вморозить в лёд. Например, положить какую-нибудь маленькую игрушку, кубик пластмассовый. Залить, заморозить. А потом наблюдать, как будет оттаивать.
Во время игры обязательно комментируйте всё, что делает и видит ребё нок: вода льётся, пробка плавает, вода замерзает. Обращайте внимание малыша на то, как «ведут себя» в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без них.
Список используемой литературы
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. Н. Н. Рахманова,О. В Дыбина, В. В. Щетинина «Неизвестное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников.
3. Интернет ресурсы.