Светлана Артемьева
Исследовательский проект «Соль-волшебница»
Исследовательский проект "Соль - волшебница".
Участники проекта :
дети, родители и воспитатели группы «Буратино».
Паспорт проекта :
информационный, творческий, групповой, краткосрочный (2 недели с 6 по 20 апреля), в рамках ДОУ
Публикация «Исследовательский проект „Соль-волшебница“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Замысел
Все дети – любят что-то рассматривать, исследовать, экспериментировать.
Поэтому мы с нашими детьми решили узнать о соли как можно больше, так как мало что о ней интересного знаем.
Цель проекта :
Узнать как можно больше о соли и о ёё свойствах. И доказать,что соль –не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.
Этапы проекта
Вводный этап :
- Подбор научной, познавательной и методической литературы.
- Работа с родителями, папки –передвижки «Соль-друг, соль-враг», «Полезные советы»
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Исследовательская деятельность Исследовательский проект Соль волшебница](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452011033.jpg)
Основной этап :
-Что мы знаем о соли и о ёё свойствах?
(беседа с детьми)
- Просмотр видео презентации «Где и как добывают соль»(Из серии "Хочу всё знать")
-Сбор образцов соли (морская, поваренная и каменная)
-Знакомство с художественными произведениями, в которых говориться о соли.
- Знакомство с загадками, с пословицами и поговорками про соль.
-Опытно – экспериментальная деятельность «Соль – волшебница».
Практическая часть проекта:
Опыт №1
Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.
Вывод :
Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Участники проекта дети родители и воспитатели группы Буратино](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452011703.jpg)
Опыт №2
«Соль растворяется в воде»
Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.
Вывод :
При взаимодействии с водой соль растворяется.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Проектная деятельность Соль](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452011823.jpg)
Опыт №3
«Соль в холодной и горячей воде»
Взяли два прозрачных стакана : один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.
Вывод:
Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Изучаем соль Соль](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452011935.jpg)
Опыт №4
«Плавающая картошка и яйцо»
Для опыта взяли 2 сырых яйца (картошки) и две кружки (стакана) с водой. Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки яйца (картошку), там где была солёная вода, яйцо (картошка) всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо (картошка) оказалось примерно посередине кружки.
Вывод:
Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Проекты проектная деятельность Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка январь](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452012059.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Замысел Все дети любят что то рассматривать исследовать экспериментировать](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452012123.jpg)
Опыт №5
«Снежная ветка сосны»
Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Поэтому мы с нашими детьми решили узнать о соли как можно больше так как мало что о ней интересного знаем](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452012484.jpg)
На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батарее.
Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Цель проекта Узнать как можно больше о соли и о ёё свойствах](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452012414.jpg)
-Опытно – экспериментальная деятельность «Кристаллизация соли».
«Выращивание кристаллов»
Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку тёплой воды, насыпали соли. В чашку опустили ниточку. Через несколько дней мы заметили, что вода из чашки стала испаряться, а ниточка и дно чашечки покрылись кубиками соли. Это кристаллы.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 И доказать что соль не только необходимый продукт но и интересный материал для проведения опытов и творчества](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452014224.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Этапы проекта Вводный этап Подбор научной познавательной и методической литературы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452014269.jpg)
вывод: При испарении воды соль кристаллизуется.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Работа с родителями папки передвижки Соль друг соль враг Полезные советы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452014334.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Знакомство с загадками с пословицами и поговорками про соль](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452014386.jpg)
Домашнее задание от Лизы и её мамы
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Опытно экспериментальная деятельность Соль волшебница](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452014567.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Практическая часть проекта Опыт](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452014601.jpg)
Домашняя заготовка от Ромы
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Изучаем соль Соль хрустит Дети насыпали в блюдечко](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452014670.jpg)
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Проекты проектная деятельность соль и стали надавливать на неё сухой ложкой после чего они услышали хрустящие звуки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452014722.jpg)
-Творческая мастерская :
1. декорирование баночки разноцветной солью
Домашнее задание от Ромы «Декорирование баночки разноцветной солью»
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452013275.jpg)
2. лепка из солёного теста
3. рисование нетрадиционной техникой «Восковой мелок +соль»
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Вывод Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности Эффект Мёртвого моря](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452013858.jpg)
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Опыт Снежная ветка сосны Мы для опыта взяли ветку сосны налили в тазик горячей воды положили туда ветку сосны и насыпали соли](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452013907.jpg)
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батарее](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452013944.jpg)
![Смотреть фотографию №21 Фото №21 Ещё через дня мы увидели что наша веточка стала серебристая как после мороза](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452013977.jpg)
![Смотреть фотографию №22 Фото №22 Опытно экспериментальная деятельность Кристаллизация соли](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452014003.jpg)
.
Заключительный этап:
-Выводы
![Смотреть фотографию №23 Фото №23 Выращивание кристаллов Чтобы вырастить кристаллы соли мы налили в чашку тёплой воды насыпали соли](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-72024-1452015849.jpg)
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с одним из способов выращивания кристаллов. Усиленно работали в творческой мастерской : красили соль восковыми мелками и декорировали ими баночки, лепили из солёного теста и рисовали с помощью соли. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!