Гареева Анастасия Фёдоровна
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Капелька жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Проблема защиты и бережного отношения к воде сегодня очень важна и актуальна. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Именно поэтому на сегодняшний день очень остро стоит вопрос об актуальной экологической проблеме, связанной с огромными и серьезными загрязнениями. Огромная роль в решении этой проблемы отводится экологическому образованию детей. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного и бережного отношения к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность данного проекта.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе „Капелька жизни“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Основной целью данного проекта является: Расширение и углубление представлений детей о воде как источнике жизни, воспитание бережного отношения к природным ресурсам через включение детей в поисково-исследовательскую деятельность.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Систематизировать и расширять представления детей о воде и ее значении для живых существ.
2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
3. Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
4. Знакомить с разными способами исследования предметов, учить формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.
5. Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов.
6. Вовлечение как можно большего числа родителей в совместную с детьми проектную деятельность.
7. Активизировать природоведческий словарь ребёнка.
8. Воспитывать бережное отношение к воде.
Постановка проблемы: Недостаточное представление детей о свойствах воды, ее состояниях, значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнению воды.
Проблемные вопросы:
Возможна ли жизнь на Земле без воды?
Что нужно делать, чтобы сохранить воду чистой?
Мотивация: Использовать различные источники информации, что бы узнать о воде и его бережном использовании.
Этапы работы над проектом
I. Организационно-подготовительный этап
1. Постановка проблемы: Возможна ли жизнь на Земле без воды?
Что нужно делать, чтобы сохранить воду чистой?
2. Мотивация: Использовать различные источники информации, что бы узнать о воде и его бережном использовании.
3. Создаёт учебно-методическую базу для успешной реализации проекта:
- Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование
результата;
- Домашнее задание родителям и детям по сбору материала:
Подобрать литературу, энциклопедии, книги, иллюстрации, рассказы, загадки, о воде;
Сочинить сказки, стихи о воде (книжки малышки о воде);
Изготовить плакаты в защиту рек и воды;
Принять участие в выставке рисунков «Берегите воду»;
Изготовить поделку-макет «Капелька жизни»
- Подбор художественной и познавательной литературы;
- Подбор презентаций, видео сюжетов по теме проекта. 1. Входят в проблему.
2. Узнают информацию из различных источников.
3. Принимают задачи.
Уточняют задачи проекта.
II. Поисково-внедренческий этап
Практическая деятельность по решению проблемы.
1. Проводит беседы, экскурсии, интегрированные занятия, показ презентаций, видеофильмов.
2. Обновляет содержание предметно-развивающей среды.
3. Оказывает практическую помощь в решении задач.
4. Организует и помогает спланировать деятельность детей.
5. Направляет и контролирует осуществление проекта.
6. Взаимодействует с родителями (Сбор информации, оформление выставки рисунков и поделок, экологическая акция "Капелька жизни".
7. Оформление картотеки «Опыты с водой». 1. Ищут способы решения задач. Проводят исследование.
2. Применяют содержание предметно-развивающей среды во всех видах деятельности.
3. Выбирают необходимые материалы для поисковой, продуктивной, игровой деятельности.
4. Планируют свою деятельность.
5. Объединяются в рабочие группы.
6. Совместно с родителями готовятся к мероприятиям.
III. Результативный
1. Презентация проекта.
2. Выставка творческих работ.
3. Создание мини-библиотеки «Мир воды». 1. Презентуют проект
2. Представляют продукты деятельности.
IV. Заключительный.
Подведение итогов, анализ работы по проекту:
• оценка педагогами своего участия
• эффективность проекта для расширения кругозора детей;
• оценка и отзывы родителей. Подведение итога и обсуждение с детьми данного проекта.
Ожидаемые результаты:
В результате проектной деятельности дети приобретут новые знания о воде, ее свойствах, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятий по предотвращению загрязнения, научатся бережно относиться к воде и экономить ее. Родители осознают значимость данной проблемы в воспитании гармоничной личности.
Формы и методы работы над проектом:
Беседы с детьми ;
Организация подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с водой;
Непосредственно образовательная деятельность с детьми;
Показ слайдовых презентаций, видеопрезентаций, мультфильмов по теме;
Рассматривание картин, иллюстраций;
Проведение конкурса рисунков и творческих работ;
Экскурсии к водоему;
Экологические эксперименты;
Викторины.
Продукты деятельности детей:
Выставка детских рисунков;
Выставка детских поделок;
Макет «Вода нужна всем»;
Продукты деятельности педагогов и родителей:
Изготовление картотеки опытов с водой;
Конспекты НОД для детей;
Создание лэпбука «Путешествие капельки»
Выставка поделок «Капелька жизни» ;
Выставка рисунков «Берегите воду»;
Взаимодействие с родителями:
Помощь детям в подборе литературы, книг, иллюстраций, рассказов о воде.
Помощь в изготовлении поделок и рисунков к проекту.
Виды деятельности в соответствии с образовательными областями:
Познавательное развитие
1. Познавательно-исследовательская:
• Экскурсии к реке, водоему ;
• Беседы на темы:
Беседа «Какие свойства воды ты знаешь?»
Беседа «Чистая вода нужна всем и всегда»
Беседа «Где живут капли воды в детском саду».
• Просмотр слайдовых презентаций по теме.
• Просмотр видеофильма «Планета земля», «Перстная вода», «Великая тайна воды».
• Рассматривание фотографий детей, побывавших у водоемов.
• НОД «Что мы знаем о воде, говорят, она везде», «Вода - источник жизни», «Секреты Волшебницы Воды», «Свойства воды», «Мы спасаем воду».
• Исследование: «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Вода без формы», «Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться что вода прозрачная», «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Очистка грязной воды», «Растения пьют воду», «Почему «потеет» зеркало», «Испарение воды», «Цветная вода». «Что легче воды», «Температура воды»,«Лед, пар – тоже вода».
Социально-коммуникативное развитие 1. Коммуникативная:
• Общение с воспитателем по теме «Вода».
2. Игровая:
• Сюжетно-ролевые игры: «Экологический десант», «Путешествие в подводное царство», «Путешествие на корабле».
• Дидактические игры: «Твердое - жидкое»,«Тело, жидкость, газ», «Животные водоемов», «Цепочки реки», «Этажи реки», «Пищевые цепочки водоемов».
Речевое развитие • Словесные игры: «Узнай по описанию», «Закончи предложение», «Доскажи
словечко».
• Построение монолога «Расскажи о воде по плану»;
• Отгадывание загадок.
Художественно-эстетическое развитие Восприятие художественной литературы и фольклора:
• Чтение художественной литературы: р. н. сказка «Снегурочка. Н. А. Рыжова: «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», «Путешествие Капельки», «История одного пруда», «Как люди речку обидели», Г. - Х. Андерсен «Русалочка», «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири, Чуковский «Мойдодыр».
• Заучивание стихотворений: «Вы слыхали о воде?», «Водопроводчик»., А. Алферова «Как по быстрой речке», Л. Васильева «Вдоль берега тихой речки», Т. Ашапина «Речка, реченька, река», «Приключение ручейка», Б. Заходер «Как люди обидели реку», «Течет река…»
Художественное творчество:
Рисование «Портрет воды», «Подводное царство», «Эти волшебные капельки».
Продуктивная:
• Аппликация «Подводный мир» (пластилинография).
• Изготовление книжки-малышки по теме.
• Изготовление поделок по теме.
Конструктивная:
Изготовление макета «Мир воды» из природного и бросового материала.
Музыкальная:
Слушанье: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя. Диск «Добро пожаловать в экологию»,
Пение: А. Верицева «Синяя вода», «Капитошка».
Физическое развитие Двигательная:
Подвижные игры: «Ручеек», «Ходят капельки по кругу», «Мы – водные животные», «Рыбаки и рыбки», «Море волнуется раз».
Достигнутые результаты:
Участие в проекте способствовало повышению познавательной и исследовательской активности детей. Дети приобрели новые знания о воде, ее свойствах, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Научились бережно относиться к воде и экономить ее.
1. Опытно-экспериментальная деятельность детей с водой
2. Экскурсии к реке, водоему.
3. Проведение акции «Капелька жизни»
4. Акция «Берегите воду»
5. Продукты деятельности детей и родителей