Ксения Митина
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Огород на окне»
▼ Скачать +Заказ
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе
«Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать»
В. А. Сухомлинский
Вид проекта: краткосрочный, познавательно – исследовательский проект.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.
Продолжительность проекта: 2 месяца
Актуальность проблемы:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в старшей группе „Огород на окне“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Как нам известно, именно в детстве закладываются различные умения и навыки детей, закладывается гуманное отношение к природе. В. А. Сухомлинский считал, что необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, чтобы ребенок рос исследователем, чтобы малыш интересовался всем, что его окружает, чтобы каждый шаг малыша облагораживал его сердце и закалял волю.
Знакомство с природой ребенок начинает со своих первых лет жизни. На прогулке при знакомстве с растениями (деревьями, кустарниками, цветами и т. д.) у детей возникает много вопросов: как растут растения, чем питаются, почему они зеленого цвета. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Данный проект разработан с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Проект ориентирован на приобретение детьми опыта в опытно – исследовательской деятельности, приобретение и применение детьми новых знаний о растениях в своей жизни. В процессе систематического ухода за растениями у дошкольника формируются определенные трудовые навыки, более внимательное отношение к живой природе, забота о растениях.
Цель: Расширение представления детей о культурных растениях и особенностях их выращивая, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на окне.
Задачи:
1. Расширять и обогащать знания и представления детей о культурных растениях.
2. Познакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (томат, огурец, укроп, овес, лук).
3. Формировать представления у дошкольников об условиях, необходимых для роста растений (свет, тепло, влага почвы).
4. Продолжать формировать у детей умение ухаживать за растениями.
5. Воспитывать уважение к труду и бережное отношение к его результату.
6. Развивать чувство ответственности за состояние растений, не забывать поливать, рыхлить, пропалывать растения.
7. Развивать наблюдательность у детей по мере роста растений.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: контейнеры с землей, семена растений (томат, огурец, укроп, овес, лук), палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
Ожидаемые результаты:
1. Проявление интереса к посаженным растениям
2. Приобщение к труду по уходу за посаженными растениями в комнатных условиях
3. Умение различать некоторые виды растений, узнают о необходимых условиях для их роста
4. Развитие познавательного интереса к природе.
5. Формирование уважительного отношения к труду у дошкольников
6. Развитие интереса к исследовательской деятельности
Реализация проекта включает три этапа.
Подготовительный этап: 1 неделя
1. Определение цели и задач проекта
2. Беседы с детьми о культурных растениях
3. Составление плана работы над проектом.
4. Разработка конспекта занятий по планируемой теме.
5. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
6. Изготовление с детьми табличек - указателей с изображениями растений.
7. Сбор художественной литературы стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки об овощах.
8. Сбор семян для посадки.
Основной этап: 2-7 неделя
Деятельность с детьми в рамках реализации проекта
1. Работа по организации огорода на окне:
- Подготовка к посадке почвы
- Выбор ёмкостей для посадки растений
- Подготовка семян к посадке
- Посадка семян (томат, огурец, укроп, овес)
- Рыхление земли после того как семена прорастут
- Посадка лука в землю
- Регулярный полив огорода на окне.
2. Исследовательская деятельность детей:
- Исследование почвы
- Исследование семян
- Наблюдение за проросшими семенами
- Наблюдение за ростом лука
3. Беседы:
- Беседа «Как овощи попадают на стол»
- Беседа «Овощи – наши друзья»
- Беседа «Садовые инструменты»
4. Дидактические игры:
- Дидактическая игра «Собираем урожай»
Цель: Научить детей классифицировать овощи и фрукты Материалы: мяч.
Ход игры: дети встают в кругу, воспитатель в центре круга.
Воспитатель: «Дружно вместе собираем урожай!
Овощ называй и мяч мне возвращай».
Воспитатель поочередно кидает мяч каждому ребенку, ребенок называет овощ и возвращает мяч воспитателю.
Воспитатель: «Дружно, вместе собираем урожай.
Фрукт называй и мне возвращай!»
Воспитатель поочередно кидает мяч каждому ребенку, ребенок называет фрукт и возвращает мяч воспитателю.
- Дидактическая игра «Вершки-корешки»
Цель: уточнить знание детей о строении растения, его внешнем виде.
Материалы: Карточки с изображением вершков и корешков культурных растений.
Ход игры:
Дети делятся на две части: «Вершки» и «Корешки». Первая группа детей берет одну из карточек группы «Вершки», вторая из набора карточек группы «Корешки».
Воспитатель: «Потерялись корешки,
Заблудились все вершки.
Раз, два, три,
Себе пару ты найди!»
Дети как можно быстрее стараются найти себе пару, соединив обе части растения: вершок и корешок.
- Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»
Цель: закреплять знания детей об овощах и о том, в каком виде их нужно и можно употреблять в пищу.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем играть в новую игру о овощах. Я по очереди буду называть разные овощи, а ваша задача, определить, в каком виде его нужно кушать. Если его нужно кушать сырым – вы дружно хлопните в ладоши. А если нужно кушать варёным – то ничего не делаете.
5. Творческая деятельность:
- Аппликация «Овощи на тарелке»
- Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столе)
Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок)
Вот овощи спор завели на столе - (Удары кулачками и ладонями)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики)
Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики)
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)
Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики)
Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп)
- Отгадывание загадок «Загадки с грядки»
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом (Картошка)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я (Капуста)
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?
(Морковь)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? …
(Свекла)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
(Лук)
Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть очень долго.
(Чеснок)
Очень длинным вырастает
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят.
(Кабачок)
Золотая голова велика, тяжела;
Золотая голова отдохнуть прилегла;
Голова велика, только шея вот тонка.
(Тыква)
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
(Баклажан)
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
(Перец)
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
(Репа)
Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редиска)
На кустах тепличных красные плоды,
Толстые, пузатые, узнаешь их ты?
Как большие ягоды на веточках висят
С нетерпеньем просятся в овощной салат.
(Помидор)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(Огурцы)
6. Чтение художественной литературы:
- Чтение русской народной сказки ««Вершки и корешки»».
- Чтение украинской сказки «Пых»
- Чтение русской сказки «Колосок»
- Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
- Чтение сказки Джанни Родари «Приключение Чиполлино»
Заключительный: 8 неделя
Подводятся итоги проделанной работы, обсуждение результатов.
Полученные результаты:
1. У детей появился активный интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
2. Дети научились понимать простейшие взаимосвязи в природе (если не поливать растение оно может засохнуть, если поливать слишком обильно у растения загниют корни и т. п.) , узнали какие условия необходимы для роста растений.
3. Дети расширили свои знания о растениях, узнали много нового о овощах.
4. Дети принимали активное участие в уходе за растениями (поливе, рыхлению, удобрению).
5. По ходу реализации проекта у детей увеличился словарный запас за счет загадок, сказок, стихов, дидактических игр об овощных культурах.