Елена Пахно
Портфолио игровых технологий в коррекции звукопроизношения старших дошкольников фонетико-фонематическим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения звукопроизношения, обусловленные несформированностью фонематических процессов, влекут за собой возникновение целого ряда речевых нарушений, и при отсутствии своевременной коррекционной работы могут привести к общему недоразвитию речи, к трудностям обучения в школьный период, на чем акцентировали внимание многие отечественные исследователи (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова, М. Е. Хватцев, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина). Поэтому важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период ведущим видом деятельности является игра, которая оказывает разностороннее влияние на формирование личности ребенка в целом. В трудах К. Д. Ушинского, П. П. Блонского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, З. Фрейда, Ж. Пиаже исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении личности. В современной педагогике существует многообразие игр и игровых технологий, требующее рационального и системного применения. Поэтому стала интересной проблема разработки портфолио игровых технологий в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с ФФНР. При составлении портфолио мы опирались :
Публикация «Портфолио игровых технологий в коррекции звукопроизношения старших дошкольников фонетико-фонематическим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Портфолио дошкольника
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- на положение о ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста (Д. Б. Эльконин, Л. М. Леонтьев, Л. С. Выготский);
-на положение о функциональном единстве фонематического и фонетического компонентов речевой деятельности, обусловленном взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов, которое было сформулировано в работах Н. Х. Швачкина, А. Н. Гвоздева, Н. И. Жинкина, О. А. Токаревой.
В рамках изучения современных работ педагогов, наше внимание привлекли следующие специалисты: Акименко В. М. (разработала модели артикуляции звуков русского языка, в которых заложена информация для ребенка о характеристике звука, о положении органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука с применением различных операций теоретического мышления); Е. Карельская (предложила карточки-символы русских звуков по акустическим и артикуляционным характеристикам); Ткаченко Г., Смирнова Л. (предложили коррекционно-развивающие игры, позволяющие автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала, компенсировать недостаточность фонематического слуха средствами активизации высших психических функций).
Содержание игрового портфолио для коррекции звукопроизношения было сгруппировано по блокам: 1-й блок – игры для подготовительного этапа (на создание психологической готовности к вызыванию звука речи; на создание фонематической готовности к вызыванию звука речи; на создание артикуляторной готовности к вызыванию звука речи; для тренировки дикции, речевого дыхания и силы голоса на материале правильно произносимых звуков речи);
2-й блок – игры для постановки звука (игры с карточками – символами звуков,
игры с моделями артикуляции звуков, игры с карточками для вызывания изолированного звука);
3-й блок – игры для автоматизации звука (игры с моделями, настольно-печатные игры, словесные игры);
4-й блок – игры для дифференциации смешиваемых звуков (игры с моделями, настольно-печатные игры).
Использование данного игрового портфолио позволило достичь динамичных положительных результатов в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с ФФНР.