Татьяна Рассказова
Консультация для родителей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-
личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из
компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования.
Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование
отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных
мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно
Публикация «Консультация для родителей „Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
сложный, требует от педагогов и родителей немалых затрат труда и в плане
результативности, как правило, отсрочен во времени. Социализация же
происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром и
преобразованием его индивидуальности благодаря этому взаимодействию.
Особенность социализации в дошкольном возрасте – существенное
усложнение и расширение сферы социализирующих влияний уже не только
во взаимодействии с взрослым, но и через игровые контакты со
сверстниками. Общение, все более приобретая черты коммуникативной
деятельности, оформляется в мощный социальный фактор становления
личности ребенка.
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю
жизнь.
Достаточно хорошо известно, что своевременное развитие необходимых
компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным
уровнем развития речи, что способствует появлению у него эмоционально-
личностных и поведенческих трудностей.
Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому
стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем
полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для
ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему
наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с
окружающими – со взрослыми и сверстниками.
Главным атрибутом социальной сущности человека является речь, которая
развивается исключительно в социальном окружении. Развитие ее зависит от
того, каково это окружение и в какой мере оно этому развитию способствует.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие полноценного и всестороннего
развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему
выражать мысли, тем шире его возможности в области познания
окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения с
ровесниками и взрослыми. Поэтому так важно заботиться о своевременном
формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и
исправляя различные нарушения.
Одним из важнейших направлений своей работы я считаю развитие речи,
что имеет исключительно большое значение для полноценного социально-
личностного развития дошкольников.
Работая по данной теме самообразования, я обоснованно предполагаю, что
постоянное и целенаправленное руководство развитием речевой
деятельностью детей, своевременная помощь им в преодолении задержки в
речевом развитии неизменно дают положительный результат.
Для выявления и коррекции различных отклонений в развитии речи детей я
использую разнообразные игровые технологии : игры-имитации,
дидактические и сюжетно-ролевые игры, игры-эксперименты, беседы,
рассматривание иллюстраций, психогимнастику, художественное слово,
проблемные ситуации, опорные схемы, моделирование.
Разнообразие схем позволяет сделать для детей доступными любые знания.
Детям очень нравится работать по схемам, они легко и охотно рассказывают
о тех или иных предметах, явлениях. Пока мы работаем по определенной
теме, схемы вывешиваются в учебном уголке, чтобы дети могли переносить
получаемые знания в самостоятельную деятельность. В своей группе я
организую игры по развитию
речи. Одна из таких игр – «Говорящие
рисунки». Я объясняю детям, что давным-давно люди не знали букв и не
умели писать, а истории, которые им надо было сохранить в памяти, они
рисовали. После чего я предлагаю детям поиграть в «нарисованные»
истории, предупреждая, что рисунки должны быть простыми и в то же время
понятными. Только тогда они станут «говорящими». Сначала прошу детей
нарисовать начало одной из историй – допустим, такой: «Красная Шапочка
пошла в лес и встретила волка». Дети рисуют то, что они представляют себе
в начале этой сказочной истории и придумывают продолжение сказки.
Много внимания я уделяю приобщению детей к художественной литературе.
Познакомившись с произведением, мы беседуем о прочитанном,
анализируем поступки героев, разбираем непонятные слова. После этого
моделируем сказку, одна из которых – сказка «Колобок».
Через беседу, рассматривание картин, игры, песенки, прибаутки, стихи и
потешки я развиваю у детей память, речь, внимание, логическое мышление.
Например, в групповое помещение входит Буратино и рассказывает, что он
был на лыжной прогулке в лесу, встретил там зверей и зарисовал их. «А
каких зверей встретил Буратино, вы должны узнать сами», – говорю я детям
и, показывая им изображения животных, предлагаю определить, что это за
животные. Дети узнают лесных зверей и объясняют, как они узнали, какие
звери изображены (у белки – на ушках кисточки, у лисы – белый кончик
хвоста, у зайца длинные ушки и короткий хвост).
Работу по развитию речи в виде бесед, словесных и пальчиковых игр я веду
не только на занятиях, но и в любых других ситуациях. Обычно – в утренние
часы. Особенно детям нравятся игры-интервью. Я выступаю в роли
корреспондента и задаю вопросы по какой-то определенной теме. Например,
такие вопросы об осени:
– Какое время года наступило?
– Как называется ранняя пора осени?
– Почему осень называют золотой?
– Как называется явление, когда с деревьев опадают листья?
– За что ты любишь осень?
С детьми я играю в игры «Додумай сказку», «Как помочь героям?»,
«Придумай другой конец сказки». Примером может быть иное продолжение
и окончание сказок «Маша и медведь», «Колобок», «Красная Шапочка»,
«Волк и семеро козлят». На вопрос «В каком случае лиса не съела бы
колобок?» дети могут дать такие ответы: «Колобок при встрече с лисой стал
маленьким или колючим, твердым или необыкновенно большим и т. п. Работу
по развитию речи я провожу также во время прогулок и подвижных игр
(сначала условия объясняю я, после чего их повторяют дети). На прогулках и
на экскурсиях дети рассказывают о том, что их окружает, описывают и
сравнивают предметы. В индивидуальных беседах с детьми полученные ими
знания закрепляются.
Все это заметно способствует развитию речи дошкольников : с каждым
годом число детей, полностью усвоивших материал раздела «Развитие
речи», увеличивается, а детей с проблемами в речевом развитии в старшей
группе становится значительно меньше. Развитие речи воспитанника ДОУ
способствует скорейшему формированию его личности и его приобщению к
социальному миру.