Лучший педагог года

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Анна Яшина
Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, а также в индивидуальной работе с детьми по закреплению полученных навыков. Практический материал подбирался в соответствии с программой Т. Б. Филичевой, Г. В Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» в старшей и подготовительной группах. Работа строится с учетом принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям, начального уровня их речевого развития и динамики усвоения предлагаемого материала.

Публикация «Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Ниже приводится игровой материал для формирования лексико-грамматических средств языка при подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи.

период обучения

Октябрь («Осень»)

1 неделя – «Осень»

«Угадай слово»

Цель: использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.

«Почемучка»

Цель: учить детей составлять сложноподчиненное предложение с союзом потому что.

2 неделя – «Растения. Деревья»

«Правильно назови листья»

Цель: образование относительных прилагательных.

«Разноцветные листья» («Играйка»)

Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).

«Один – много»

Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных именительного падежа во множественном числе, а также употреблению имен существительных множественного числа в родительном падеже.

3 неделя – «Урожай»

«День рождения зайца»

Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно -ласкательными суффиксами.

«Магазин»

Цель: расширение словаря прилагательных по теме «Фрукты», формирование у детей навыка образования относительных прилагательных и согласования прилагательных и существительных.

«Машин сад»

Цель: активизация словаря по теме, формирование грамматической категории существительного родительного падежа множественного числа.

«Мы считаем»

Цель: формирование навыка согласования существительного с числительным.

«Что в магазине»

Цель: дифференциация существительных единственного и множественного числа.

«Веселый повар» («Играйка»)

Цель: правильное использование форм родительного, винительного, творительного падежей имен существительных, образование относительных прилагательных.

«В огороде у козы Лизы» («Играйка»)

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

4 неделя – «Домашние животные и птицы»

«Чья мама, чьи детки»

Цель: закрепление в активном словаре существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно -ласкательными суффиксами.

«День рождения кошки»

Цель: активизация в речи детей существительных по теме, практическое использование существительных в винительном падеже.

«Накорми животных» («Играйка»)

Цель: закрепление правильного употребления в речи детей существительных в творительном падеже.

«Чьи хвосты»

Цель: закрепление образования притяжательных прилагательных.

«Кому что дадим»

Цель: закрепления формы дательного падежа существительных.

«Что не успел нарисовать Торопыга?»

Цель: образование притягательных прилагательных с суффиксом – ин.

«Кто как разговаривает?»

Цель: учить образовывать глаголы от звукоподражаний.

«Один - много»

Цель: образование множественного числа существительных.

Ноябрь («Я – человек»)

1 неделя – «Я – мое тело».

«Подумай и ответь»

Цель: согласование существительных с числительными.

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами.

«Два брата - ик и – ищ»

Цель: учить образовывать существительные с ласкательными и увеличительными оттенками.

2 неделя - «Я - мой город. Здания».

• Лото «Что из чего сделано»

Цель: закрепление словообразования прилагательных.

«Назови, какой дом»

Цель: образование сложных слов.

3 неделя «Я – моя семья».

«Чьи это вещи?»

Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.

«Чем отличаются слова?»

Цель: образование глаголов с частицей – ся.

4 неделя – «Я – мой детский сад. Игрушки».

«Один и много»

Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

«Мой, моя, мое, мои»

Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.

«Почини игрушку» («Играйка»)

Цель: правильное использование и образование форм родительного и творительного падежей имен существительных.

период обучения.

Декабрь («Зима»)

1 неделя – «Зима»

«Что нам прислала почта?»

Цель: учить детей правильному согласованию количественных числительных с существительными.

«Придумай слово»

Цель: учить образовывать родственные слова.

«Потому что»

Цель: учить детей правильно пользоваться в речи союзом потому что.

«Закончи предложение»

Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления.

2 неделя «Зимующие птицы».

«Кормушка»

Цель: практическое овладение умением использовать в речи предлоги «в», «на», «за», «из».

«Опиши птицу»

Цель: практическое овладение навыком образования сложных слов.

«Назови ласково»

Цель: формирование словообразования с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

3 неделя «Дикие животные».

«Кто у кого?»

Цель: образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

«Кто чем питается?» («Играйка»)

Цель: закрепление правильного употребления в речи детей существительных в творительном падеже.

«Чьи хвосты?»

Цель: закрепление образования притяжательных прилагательных.

«Ералаш»

Цель: закрепление образования притяжательных прилагательных.

«Что за зверь»

Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных при назывании частей тела знакомых животных.

4 неделя – «Новый год».

«Украшаем елку» («Играйка»)

Цель: правильное использование и образование форм творительного и родительного падежей имен существительных, согласование прилагательных с существительными, образование относительных прилагательных.

Январь («Транспорт»)

2 неделя – «Зимние забавы»

«Кому что нужно»

Цель: учить детей правильно употреблять винительный падеж существительных.

3,4 неделя - «Транспорт»

«Кто чем управляет?»

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных.

«Назови картинку»

Цель: активизация в речи детей приставочных глаголов.

«Старик Хоттабыч»

Цель: закрепление навыка использования в речи приставочных глаголов, развитие связной речи.

Февраль («Профессии»)

1 неделя – «Профессии»

«Кто что делает»

Цель: формирование у детей навыка образования сложных слов.

«Назови мамину профессию»

Цель: развитие навыков словообразования.

«Назвать профессии»

Цель: закрепление словообразования существительных.

2 неделя – «Инструменты»

«Угадай, кому нужны эти предметы?»

Цель: закрепление формы дательного падежа существительных.

«Кто чем работает»

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных.

3 неделя – «Одежда».

«Портной»

Цель: расширение глагольного словаря, практическое усвоение приставочных глаголов.

«Что у нас получится»

Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных.

«Кто подберет больше слов»

Цель: закрепление формы винительного падежа.

«Назови ласково»

Цель: образование уменьшительно –ласкательных существительных.

«Ателье»

Цель: образование относительных прилагательных и изменение их по родам.

«Чья, чей, чьи, чье»

Цель: употребление притяжательных местоимений.

«Кто во что одет»

Цель: активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложений с союзом а.

4 неделя – «Бытовая техника»

«Закончи предложения»

Цель: учить детей составлять предложения с союзом а.

Март – «Мой дом».

1неделя – «Мамин праздник»

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением.

«Что я подарю маме»

Цель: формирование грамматической категории существительных родительного падежа множественного числа.

2 неделя – «Мебель»

«Мастер»

Цель: расширение словаря прилагательных по теме, формирование навыка образования относительных прилагательных.

«Котенок»

Цель: формирование навыка практического использования в речи предложных конструкций, выполнение действий по инструкции.

«Где лежат вещи»

Цель: формирование навыка практического использования в речи предложных конструкций.

«Озорная кошка» («Играйка»)

Цель: обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций).

3 неделя – «Посуда»

«Из чего сделана посуда?»

Цель: расширение словаря прилагательных по теме, формирование у детей навыка образования относительных прилагательных.

«Разложи продукты по своим местам»

Цель: развитие навыков словообразования.

«Водичка»

Цель: расширение глагольного словаря по теме, научить детей правильно употреблять приставочные глаголы и составлять с ними предложения.

«Ложки и стаканы»

Цель: практическое использование в речи предложных конструкций.

«Кто внимательнее»

Цель: активизация глагольного словаря по теме, закрепление у детей навыков практического использования в речи приставочных глаголов.

«Что у нас получится»

Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных.

«Что в чем»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

«У белочки в гостях» («Играйка»)

Цель: расширение словарного запаса, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употребление предлогов.

«Поможем Федоре» («Игротека речевых игр»)

Цель: развитие навыков словообразования у детей.

4 неделя – «Продукты питания»

«Какое это блюдо?»

Цель: образование относительных прилагательных.

«Закончи предложение»

Цель: учить детей составлять сложносочиненные предложения.

Апрель «Весна»

1 неделя – «Пришла весна»

«Телефон»

Цель: учить образовывать родственные слова.

«Почемучка»

Цель: учить детей составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что.

2 неделя – «Перелетные птицы»

«Опиши птицу»

Цель: практическое овладение навыком образования сложных прилагательных.

«Один – много»

Цель: образование множественного числа существительных.

3неделя – «Первоцветы»

«Собери букет» («Игротека речевых игр»)

Цель: согласование числительного и существительного в роде, числе, падеже.

4 неделя – «Насекомые»

«На полянке» («Играйка»)

Цель: совершенствование грамматического строя речи (использование предлогов в, на, по, с, под, над).

«На лесной поляне»

Цель: согласование числительного и существительного в роде, числе, падеже.

Проведение на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.

Публикации по теме:

Методические рекомендации для педагогов по развитию лексико — грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста «Методические рекомендации для педагогов по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста» Речь занимает.

Пластелинография как средство развития речи детей с общим недоразвитием речиПластелинография как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в развитии речи. Это связано, прежде всего,.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ФФНР «Знатоки» Задачи приоритетной области (развитие речи): Коррекционно-образовательные: I.- Обогащение, уточнение, активизация, актуализация словаря.

Фронтальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматического строя и связной речи Тема: Пересказ сказки: «Как коза избушку построила»(обработка М. А. Булатова) Цель: Обучение детей связному последовательному пересказу текста.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Составили: учителя-логопеды МДОУ № 128 Овсяникова Ю. Т. ,Смирнова Л. Г., МДОУ № 6 Балдина Л. П. Тема: «Сравнительная степень качественных прилагательных».

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Проблема развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи занимает особое место в системе их подготовки к школьному обучению.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.1) Подготовила: Шкруднева О. Д. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Большие трудности.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.2) Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразвития лексики, грамматики, фонетики.

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у младших дошкольников «Во саду ли, в огороде» Открытое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста на базе лексической.

Развитие лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ Правильная речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 11 января 2016 в 11:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД