Анна Яшина
Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, а также в индивидуальной работе с детьми по закреплению полученных навыков. Практический материал подбирался в соответствии с программой Т. Б. Филичевой, Г. В Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» в старшей и подготовительной группах. Работа строится с учетом принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям, начального уровня их речевого развития и динамики усвоения предлагаемого материала.
Публикация «Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Ниже приводится игровой материал для формирования лексико-грамматических средств языка при подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи.
период обучения
Октябрь («Осень»)
1 неделя – «Осень»
• «Угадай слово»
Цель: использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.
• «Почемучка»
Цель: учить детей составлять сложноподчиненное предложение с союзом потому что.
2 неделя – «Растения. Деревья»
• «Правильно назови листья»
Цель: образование относительных прилагательных.
• «Разноцветные листья» («Играйка»)
Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).
• «Один – много»
Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных именительного падежа во множественном числе, а также употреблению имен существительных множественного числа в родительном падеже.
3 неделя – «Урожай»
• «День рождения зайца»
Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно -ласкательными суффиксами.
• «Магазин»
Цель: расширение словаря прилагательных по теме «Фрукты», формирование у детей навыка образования относительных прилагательных и согласования прилагательных и существительных.
• «Машин сад»
Цель: активизация словаря по теме, формирование грамматической категории существительного родительного падежа множественного числа.
• «Мы считаем»
Цель: формирование навыка согласования существительного с числительным.
• «Что в магазине»
Цель: дифференциация существительных единственного и множественного числа.
• «Веселый повар» («Играйка»)
Цель: правильное использование форм родительного, винительного, творительного падежей имен существительных, образование относительных прилагательных.
• «В огороде у козы Лизы» («Играйка»)
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
4 неделя – «Домашние животные и птицы»
• «Чья мама, чьи детки»
Цель: закрепление в активном словаре существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно -ласкательными суффиксами.
• «День рождения кошки»
Цель: активизация в речи детей существительных по теме, практическое использование существительных в винительном падеже.
• «Накорми животных» («Играйка»)
Цель: закрепление правильного употребления в речи детей существительных в творительном падеже.
• «Чьи хвосты»
Цель: закрепление образования притяжательных прилагательных.
• «Кому что дадим»
Цель: закрепления формы дательного падежа существительных.
• «Что не успел нарисовать Торопыга?»
Цель: образование притягательных прилагательных с суффиксом – ин.
• «Кто как разговаривает?»
Цель: учить образовывать глаголы от звукоподражаний.
• «Один - много»
Цель: образование множественного числа существительных.
Ноябрь («Я – человек»)
1 неделя – «Я – мое тело».
• «Подумай и ответь»
Цель: согласование существительных с числительными.
• «Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами.
• «Два брата - ик и – ищ»
Цель: учить образовывать существительные с ласкательными и увеличительными оттенками.
2 неделя - «Я - мой город. Здания».
• Лото «Что из чего сделано»
Цель: закрепление словообразования прилагательных.
• «Назови, какой дом»
Цель: образование сложных слов.
3 неделя «Я – моя семья».
• «Чьи это вещи?»
Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.
• «Чем отличаются слова?»
Цель: образование глаголов с частицей – ся.
4 неделя – «Я – мой детский сад. Игрушки».
• «Один и много»
Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
• «Мой, моя, мое, мои»
Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.
• «Почини игрушку» («Играйка»)
Цель: правильное использование и образование форм родительного и творительного падежей имен существительных.
период обучения.
Декабрь («Зима»)
1 неделя – «Зима»
• «Что нам прислала почта?»
Цель: учить детей правильному согласованию количественных числительных с существительными.
• «Придумай слово»
Цель: учить образовывать родственные слова.
• «Потому что»
Цель: учить детей правильно пользоваться в речи союзом потому что.
• «Закончи предложение»
Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления.
2 неделя «Зимующие птицы».
• «Кормушка»
Цель: практическое овладение умением использовать в речи предлоги «в», «на», «за», «из».
• «Опиши птицу»
Цель: практическое овладение навыком образования сложных слов.
• «Назови ласково»
Цель: формирование словообразования с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
3 неделя «Дикие животные».
• «Кто у кого?»
Цель: образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
• «Кто чем питается?» («Играйка»)
Цель: закрепление правильного употребления в речи детей существительных в творительном падеже.
• «Чьи хвосты?»
Цель: закрепление образования притяжательных прилагательных.
• «Ералаш»
Цель: закрепление образования притяжательных прилагательных.
• «Что за зверь»
Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных при назывании частей тела знакомых животных.
4 неделя – «Новый год».
• «Украшаем елку» («Играйка»)
Цель: правильное использование и образование форм творительного и родительного падежей имен существительных, согласование прилагательных с существительными, образование относительных прилагательных.
Январь («Транспорт»)
2 неделя – «Зимние забавы»
• «Кому что нужно»
Цель: учить детей правильно употреблять винительный падеж существительных.
3,4 неделя - «Транспорт»
• «Кто чем управляет?»
Цель: закрепление формы творительного падежа существительных.
• «Назови картинку»
Цель: активизация в речи детей приставочных глаголов.
• «Старик Хоттабыч»
Цель: закрепление навыка использования в речи приставочных глаголов, развитие связной речи.
Февраль («Профессии»)
1 неделя – «Профессии»
• «Кто что делает»
Цель: формирование у детей навыка образования сложных слов.
• «Назови мамину профессию»
Цель: развитие навыков словообразования.
• «Назвать профессии»
Цель: закрепление словообразования существительных.
2 неделя – «Инструменты»
• «Угадай, кому нужны эти предметы?»
Цель: закрепление формы дательного падежа существительных.
• «Кто чем работает»
Цель: закрепление формы творительного падежа существительных.
3 неделя – «Одежда».
• «Портной»
Цель: расширение глагольного словаря, практическое усвоение приставочных глаголов.
• «Что у нас получится»
Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных.
• «Кто подберет больше слов»
Цель: закрепление формы винительного падежа.
• «Назови ласково»
Цель: образование уменьшительно –ласкательных существительных.
• «Ателье»
Цель: образование относительных прилагательных и изменение их по родам.
• «Чья, чей, чьи, чье»
Цель: употребление притяжательных местоимений.
• «Кто во что одет»
Цель: активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложений с союзом а.
4 неделя – «Бытовая техника»
«Закончи предложения»
Цель: учить детей составлять предложения с союзом а.
Март – «Мой дом».
1неделя – «Мамин праздник»
• «Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением.
• «Что я подарю маме»
Цель: формирование грамматической категории существительных родительного падежа множественного числа.
2 неделя – «Мебель»
• «Мастер»
Цель: расширение словаря прилагательных по теме, формирование навыка образования относительных прилагательных.
• «Котенок»
Цель: формирование навыка практического использования в речи предложных конструкций, выполнение действий по инструкции.
• «Где лежат вещи»
Цель: формирование навыка практического использования в речи предложных конструкций.
• «Озорная кошка» («Играйка»)
Цель: обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций).
3 неделя – «Посуда»
• «Из чего сделана посуда?»
Цель: расширение словаря прилагательных по теме, формирование у детей навыка образования относительных прилагательных.
• «Разложи продукты по своим местам»
Цель: развитие навыков словообразования.
• «Водичка»
Цель: расширение глагольного словаря по теме, научить детей правильно употреблять приставочные глаголы и составлять с ними предложения.
• «Ложки и стаканы»
Цель: практическое использование в речи предложных конструкций.
• «Кто внимательнее»
Цель: активизация глагольного словаря по теме, закрепление у детей навыков практического использования в речи приставочных глаголов.
• «Что у нас получится»
Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных.
• «Что в чем»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
• «У белочки в гостях» («Играйка»)
Цель: расширение словарного запаса, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употребление предлогов.
• «Поможем Федоре» («Игротека речевых игр»)
Цель: развитие навыков словообразования у детей.
4 неделя – «Продукты питания»
• «Какое это блюдо?»
Цель: образование относительных прилагательных.
• «Закончи предложение»
Цель: учить детей составлять сложносочиненные предложения.
Апрель «Весна»
1 неделя – «Пришла весна»
• «Телефон»
Цель: учить образовывать родственные слова.
• «Почемучка»
Цель: учить детей составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что.
2 неделя – «Перелетные птицы»
• «Опиши птицу»
Цель: практическое овладение навыком образования сложных прилагательных.
• «Один – много»
Цель: образование множественного числа существительных.
3неделя – «Первоцветы»
• «Собери букет» («Игротека речевых игр»)
Цель: согласование числительного и существительного в роде, числе, падеже.
4 неделя – «Насекомые»
• «На полянке» («Играйка»)
Цель: совершенствование грамматического строя речи (использование предлогов в, на, по, с, под, над).
• «На лесной поляне»
Цель: согласование числительного и существительного в роде, числе, падеже.
Проведение на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.