Людция Гафизова
Концептуальное изложение. Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мы не врачи и не геологи, но сожалений горьких нет.
Мы — логопеды, дефектологи коррекционный шлем привет!
Мы с дошколятами работаем, им развиваем слух и речь,
Считаем главною заботою: здоровье детское беречь.
Волнует нас артикуляция, запас словарный, а затем
Нам так важна координация и различение фонем.
Публикация «Концептуальное изложение, Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.
В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.
Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребенка в целом снижают успеваемость и зачастую являются причиной школьной дезадаптации. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.
На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л. А. Венгер, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, Н. Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин, Л. В. Запорожец).
Несмотря на то, что существует множество разработок технологий и методических рекомендаций по данному направлению, которыми занимались такие известные педагоги как Ф. А. Сохин, Г. А. Тумакова, М. В. Алексеева, В. И. Яшина, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова, и другие, вопрос эффективной организации работы по преодолению нарушений фонематических процессов остается актуальным и на сегодняшний день.
Особая значимость изложенной проблемы подталкивает нас к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.
На современном этапе нарушение фонематических процессов у дошкольников рассматривается как нарушение фонетической и фонематической стороны речи. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи.
В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.
Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.
Особенность игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработка научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства отражены в трудах С. А. Мироновой, В. И. Селиверстова, Т. Б. Филичевой, Т. А. Ткаченко, Е. А. Пожиленко и др.
К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:
• игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;
• игра практически сводит на нет пассивность ребенка;
• занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;
• игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.
Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Уверена, что и в моей работе по развитию фонематических процессов дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.
Информационные технологии открывают новые возможности в организации игровой деятельности по развитию фонематических процессов, их использование повышает мотивационно-занимательную сторону обучения, предоставляет возможность применения индивидуальной и дифференцированной форм работы, позволяет решить проблемы с количеством картинного и словарного материала, аудиоматериала.
В условиях игры легче активировать внимание детей и удерживать его на предлагаемом задании. В отличии от традиционных методик и средств педагогики, ребенок незамедлительно видит результат своих действий и, что самое важное с фактической точки зрения, имеет право на ошибку, а в процессе исправления ошибок постепенно совершенствует свою программу, получая новые знания и не испытывая дискомфорта от боязни что-то сделать не так. Поэтому для решения поставленных задач я использую игровые технологии : здоровьесберегающие (физкультминутки, гимнастика для глаз, самомассаж, игры с пальчиками, музыкальные (логоритмика, игры с инструментами, компьютерные и мультимедийные (разные виды компьютерных игр, дидактические игры, подвижные игры, настольные игры, театрализованные игры, словесные игры.
Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.
Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами».
Фонематическое представление – это способность воспринимать каждый речевой звук, умение подбирать слова и картинки на любой заданный звук.
Фонематический анализ – это умение определять последовательность, количество и место звука в слове по отношению к другим звукам.
Фонематический синтез - умение "собрать" слово из звуков.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построение правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.
Развитие фонематических процессов речи происходит постепенно. Вначале формируется различение гласных, затем согласных. В начале ребенок в речи выделяет сонорные и шумные звуки. Фонематическому слуху отводится главная роль в овладении речью. Фонематическое восприятие - первая ступень к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая. Фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ - в более позднем возрасте. Навыкам звукового анализа необходимо обучать, т. к. ребенок не может самостоятельно ими овладеть.
Цель моей работы: развивать фонематические процессы дошкольников старшего возраста с нарушениями речи, используя игровые технологии.
Задачи работы:
1. Посредством игровых технологий обучать детей умению выделять звук в чужой и собственной речи.
2. Формировать фонематические противопоставления :
а) вырабатывать умения дифференцировать фонемы на слух;
б) вырабатывать умения дифференцировать фонемы в собственной речи.
3. Формировать фонематический анализ и синтез.
4. Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.
Содержание моей коррекционно-логопедической работы основывается на важнейших принципах логопедии:
• онтогенетический принцип (последовательное формирование форм и функций речи от простого к сложному);
• патогенетический принцип (необходимость учитывать внешние, внутренние, биологические, социально-психологические факторы);
• принцип системности.
Логопедическую работу по развитию у детей фонематических процессов я условно разделила на 6 этапов:
I. Этап: узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).
II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.
IV. Этап: дифференциации слогов.
Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
V. Этап: дифференциации фонем.
VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма - вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.
Ожидаемые результаты
к концу обучения ( 2 года обучения: старшая и подготовительная группы) у детей ожидается:
значительное улучшение в различии звонких и глухих согласных звуков;
умение определять 1-й и последний звук в слове;
устранение трудностей в определении позиции заданного звука в слове (начало слова, середина, конец слова);
закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов.
Полученные детьми знания и умения фиксируются в речевой карте по разделам фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.
Диагностика проводится традиционным для учителей-логопедов способом на начало и конец учебного года (при необходимости делается срез (мониторинг, для коррекции программы, маршрута).
Учитывая выше сказанное, мной был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников, который представлен на слайде и более подробно в приложении.
1. Игры, направленные на развитие слухового внимания
«Узнай по звуку»
Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.
Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т. д., фишки.
Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т. д.
Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.
2. Игры на развитие речевого слуха
«Угадай, чей голосок»
Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Оборудование: мишка (игрушка).
Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.
Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.
3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу
«Будь внимателен»
Цель: учить определять правильность произношения слов.
Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.
Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка
4. Игры, направленные на дифференциацию слогов
«Повтори правильно»
Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.
Оборудование: мяч.
Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.
5. Игры, направленные на дифференциацию звуков
«Не ошибись»
Цель: дифференциация звуков [с] - [з].
Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».
Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком - в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с. А если звук [з], то - со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.
6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.
«Угадай-ка»
Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок ( например: сок, осы, носок - сон, ключ, обруч, топор - кот).
Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.
Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы. Дети научались выделять звук в слове, определять первый звук в слове, овладели звуковым синтезом и анализом.
Освоив звуковой анализ различных слов дети стали быстрее автоматизировать звуки, улучшились дифференциация смешанных звуков. Они стали лучше контролировать свое произношение в спонтанной речи.
Стоит отметить, что в одиночестве логопедическая работа не была бы такой плодотворной и эффективной. Я веду тесное взаимодействие с воспитателями. Для них периодически провожу консультации на различные темы: «Развитие фонематических процессов у дошкольников», «Речевая среда в детском саду», семинары-практикумы «Дидактические игры по развитию фонематических процессов», «Живые звуки». Также мной разработаны методические рекомендации с играми, памятки и буклеты для воспитателей.
Совместно с детьми мы приготовили игровой дидактический материал: «Чудо-дерево», «Чудо-улитка», «Волшебный кубик». Также мной разработано методическое пособие с играми по развитию фонематических процессов, картотека игр.
Коррекционная работа велась в тесном контакте с родителями. Каждый родитель, получив рекомендации на индивидуальных консультациях, занимался с ребенком в домашних условиях 3 раза в неделю по 20 минут. Такой вид деятельности являлся удачным вариантом закрепления навыков звукового анализа, полученных на логопедических занятиях, в домашних условиях. А совместная заинтересованная работа логопеда, ребенка и родителя значительно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Совместно с детьми и родителями провожу КВН-игры «Играя, речь развиваем», практикумы «Развитие речи в детском саду», консультации «Особенности развития фонематических процессов». С радостью жду родителей на "Единые методические дни", «Дни открытых дверей» таких, как «Весеннее пробуждение». На каждом мероприятии родители получают практический опыт, а так же рекомендации по успешному овладению речью детьми в виде памяток.
Практическая работа по внедрению игровых технологий, активное сотрудничество с воспитателями и родителями показали положительный результат по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Показатели диагностики мы видим на слайде: на 2014-2015 учебный год на начало года развитие фонематических процессов на уровне ниже среднего, в конце учебного года – на среднем уровне. Показатель логопедического обследования у этих же детей на начало 2015-2016 учебного года – уровень развития фонематических процессов на уровне выше среднего (диаграмма).
Вывод - использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников :
1. совершенствует содержание логопедического сопровождения детей с речевой патологией, обеспечивает родителей материалом для стимуляции речевого развития.
2. повышает заинтересованность ребенка и делает его активным участником коррекционного процесса.
3. улучшает взаимодействие учителя-логопеда и семьи.
4. повышает эффективность работы учителя-логопеда.
Таким образом, использование только игровых технологий в развитии фонематических процессов не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является их рациональным и удобным дополнением.
В перспективе планирую продолжить свою работу по данной теме, повышать педагогическую компетенцию родителей и воспитателей, продолжить работу над изготовлением игрового дидактического материала совместно с детьми и родителями, планирую приобрести диски с интерактивными играми «Мерсибо», «Игры для Тигры» и другие.
Список литературы:
1. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи : Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение. 1988.— 64 с: ил.
2. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. — М: Просвящение. 1985 г. —207с., ил.
3. Ларских З. П. «Компьютерные игровые программы для дошкольников.» Воспитатель ДОУ №4/ 2009 г.
4. Моторин В. «Об использовании компьютера в педагогическом процессе. // Дошкольное воспитание №12. 2001 г.
5. Денисова Т. Р. «Компьютер в детском саду»// Ребенок в детском саду. №2, 2010 г.
6. Никитина О. Ю. «Компьютерные игры для детей.»// Ребенок в детском саду. №1, 2009 г.
7. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр// Дошкольное воспитание. №11, 2002 г.
8. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.» Дошкольное воспитание, №5. 2007 г.
9. Терихина О. «Путешествие в страну звуков». Дошкольное воспитание. №9. 2003 г.
10. Кукушкина О. И. «Организация использование компьютерной техники в специальной школе. // Дефектология, «2, 1995.
11. Кукушкина О. И. Программа «Мир за твоим окном.»»// Дефектология, «5, 1996 г.