Афонина Наталья
Опыт работы по возрождению традиций семейного чтения
▼ Скачать + Заказать документы
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными - читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее - читайте им больше сказок»
Альберт Эйнштейн
Раньше говорили: «Книга самый лучший подарок». Наша страна была одной из самых читающих стран. Книга помогала во всем: познакомится с другими странами, узнать историю своей страны, научится готовить и т. д. Сейчас другое время, компьютеризация во всех отраслях отвоевала место у книги. Многие дошкольники свободно владеют гаджетами, а книги лежат и пылятся на полках.
Почему современным детям не интересно чтение?
• Ребенка притягивают телефоны, компьютеры тем, что они легкодоступны и несложны в использовании. Всего за несколько минут можно занять себя чем-нибудь в сети.
• Над книгой же нужно посидеть и потрудиться. Это далеко не легкое занятие.
Прививать любовь к книге нужно с самых ранних лет. Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым. Воспоминания об этих счастливых моментах остаются с нами на всю жизнь.
Проводниками в мир чтения становятся взрослые - родители и воспитатели. Совместное чтение книги сближает взрослых и детей, наполняет радостью и содержанием редкие минуты общения, воспитывает в ребёнке доброту и любящее сердце.
Семейное чтение – забытый эффективный инструмент укрепления семьи. Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня, так как родители и дети перестали слушать и слышать друг друга, компьютерные технологии постепенно вытесняют из нашей жизни живое общение.
В начале учебного года мы провели анкетирование среди родителей «Семейное чтение», с целью анализа читательской среды семьи. После обработки анкет нами были сделаны следующие выводы:
1. Только (60%) регулярно читают книги детям.
2. После прочтения книги дети и родители вместе обсуждают прочитанное (43%).
4. У 50% опрошенных имеется домашняя библиотека.
В нашем детском саду мы с педагогами используем разные формы работы с детьми и родителями. Одна из форм - это оформление уголка чтения в группах. Уголок чтения, является одной из обязательной зон для организации в группе. знакомство с книгами в дошкольном возрасте способствует активному развитию образного мышления, восприятия звучащего слова, речевых навыков. «Утренние беседы о прочитанном», Выставка книг «Книга, которую мне читают дома», Выставка рисунков «В гостях у сказки», Обмен понравившимися книгами для чтения дома; и тд. Все это проходит в группе. Так же ежегодно проходит акция «Подари книгу».
Все эти формы оказались эффективными только для читающих семей. И для решения задач мы наладили сотрудничество с библиотекой. Одна из первых наших встреч была посвящена творчеству Маршака «Сказка о глупом мышонке». Чтобы закрепить знания сказки, мы решили поставить мюзикл. Дети с удовольствием приняли участие в сказке. Родителям очень понравилась постановка.
Кроме того, нами был разработан и успешно реализован проект «Возрождение традиций семейного чтения».
Связующей нитью воспитателей с родителями и детьми стала игрушка, которая живет в книжном уголке группы. Это добрый хозяин книжного уголка мышонок Пик. Мышонок очень любит слушать сказки всегда участвует в чтениях, в совместных играх, в театральных постановках. Пик — это друг детей. Они рассказывают ему о своих переживаниях, любят с ним играть.
Однажды дети подумали: «Чем занимается мышонок, когда они уходят домой?» Все решили, что ему очень скучно в детском саду без ребят, никто не читает ему книжки. Тогда мы воспитатели спросили детей о том, как же нам помочь мышонку. Решили, что было бы очень хорошо забирать его вечером домой, чтобы мамы детей ему читали книжки. Детки очень обрадовались этому, всем хотелось, чтобы Пик пришел к ним в гости, чтобы мама обязательно почитала им сказку. Родители с энтузиазмом приняли эту идею. И вот мышонок Пик отправился в гости к ребятам.
Таким образом, в ненавязчивой форме родители брали на себя ответственность обязательно почитать книжку своему ребенку и нашему мышонку. Почитав книгу дома, родители зарисовывали фрагмент из книги, фотографировались за чтением. Дети не могли дождаться, когда же Пик отправится к ним в гости, некоторые родители специально купили новые книги для совместного чтения, обращались к воспитателям за рекомендациями.
Для решения задач по возрождению традиций семейного чтения в нашей группе был создан семейный читательский клуб «Читай - клуб», где родители имеют возможность познакомится с жанрами русского народного творчества (сказки, былины, малые фольклорные формы, с биографией и произведениями детских писателей и поэтов, как русских, так и зарубежных, получить необходимую информацию, обсудить совместно с педагогами важные вопросы детского чтения, поделиться собственным опытом чтения книг в семье, показать детские рисунки, записи детских рассказов.
В работе клуба принимают участие 18 семей воспитанников. Кроме мам и пап, заседания клуба посещают бабушки детей, что способствует развитию внутрисемейных связей, возрождению традиций семейного чтения. Заседания клуба проводятся интересно и разнообразно. Каждое заседание включает в себя игры – драматизации сказок, как взрослыми, так и детьми, что способствует развитию у дошкольников творчества, фантазии. Игры – драматизации позволяют ребенку «примерить на себя» образ персонажа, испытать чувство радости, потери, огорчения, вины, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости. Педагоги, родители и дети вместе проигрывают варианты концовки сказок, т. е. используют сказки как притчи- нравоучения, обсуждают поступки героев. Игры – драматизации позволяют семьям, и поиграть, и пообщаться.
Полезными для родителей являются рекомендации, советы по поддержанию в детях интереса к чтению. Педагоги проводят консультации, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. В родительском уголке размещена информация под таким рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения книг», «Личная библиотека вашего ребенка». Также в уголке представлена постоянная рубрика «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах с аннотацией к ним.
Интересно прошла и совместная с родителями викторина по русским народным сказкам. Было приятно, что кроме мам и пап, в викторине приняли активное участие бабушки воспитанников, что также способствовало духовному единению семьи, возрождению традиций семейного чтения.
Мы не стояли на месте и придумали календарь чтения в котором отображали прочитанные книги. После прочитанных книг, мы провели конкурс на лучший пересказ книги «Оловянный солдатик» .Победителям были вручены билеты в кино. Тем самым стимулировали ребенка к чтению и всю семью.
Не все родители включились в работу и мы запустили челлендж
«Почитай мне на ночь». Дети не читающих родителей сами просили поучаствовать.
В этой работе мы внедряем новую технологию «К родителям через детей» автор: Гришаева Наталья Петровна.
Мы получили эффективный инструмент формирования духовно – нравственных ценностей в непосредственном сотрудничестве с родителями «Возрождение традиций семейного чтения»
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители, через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.