Ольга Мизгулина
Развитие связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвития старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь занимает важное место в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать его.
В педагогике сложилось мнение, что связная речь представляет собой развернутое, законченное, грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Публикация «Развитие связной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвития старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами, психологами, логопедами Е. И. Тихеевой, Е. А. Флёриной, Д. Б. Элькониным и Т. А. Ткаченко, Чиркиной и др.
Экспериментальная работа проводился на базе МБДОУ ДС г. Челябинска. Изучив методики Т. А. Фотековой, Р. И. Лалаевой, Т. Б. Филичевой, Г. Б. Чиркиной и др. мы остановились на обследовании связной монологической речи с помощью серии заданий, опираясь на методику Глухова В. П.
Проанализировав полученные данные мы определили, что у детей при выполнении заданий наблюдаются длительные паузы с поиском нужного слова, имеются недостатки в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации. В рассказе детей отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий.
Проанализировав особенности речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, мы отметили, недостаточный уровень её развития и необходимость проведения коррекционной работы.
Для этого нами были изучены требования программы образовательных учреждений компенсирующего вида для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи под редакцией Филичевой, Чиркиной и выделены направления коррекционной работы.
Определив содержание работы, мы составили комплекс упражнений и народных игр, направленных на работу по формированию связной речи. В работе рекомендуется использовать такие виды народного творчества, как скороговорки, пословицы, поговорки, хороводные игры, сказки. Также в работе над развитием связной речи нами был использован такой приёмы, как пересказ при помощи сюжетных картин, рассказ от опорной сюжетной картины.
Проанализировав итоговые результаты контрольного эксперимента, мы видим, что уровень развития связной речи детей повысился. У детей расширился активный словарь. Дети постепенно овладевают навыками построения связных развернутых высказываний, синтаксическими конструкциями в наиболее расширенном объеме. Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены.
Мы сделали вывод, что развитие связной речи осуществляется успешнее при использовании выделенной нами системы мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных игр и сказок в коррекционно - воспитательном процессе ДОУ.