Анастасия Журавлева
Подходы к организации обучения детей с задержкой психического развития разной степени тяжести
▼ Скачать + Заказать документы
Подходы к организации обучения детей с ЗПР разной степени тяжести
В силу сложности освоения учащимися основной образовательной программы, ориентированной на детей с нормальным уровнем развития, современная система образования предполагает разработку коррекционных программ обучения. Все они носят развивающий характер и ориентированы на сглаживание недостатков развития ребенка и обеспечение усвоения необходимой информации, формирования компетенций на разных этапах обучения в опоре на применение специальных подходов, методов и приемов организации коррекционного образовательного процесса.
Публикация «Подходы к организации обучения детей с задержкой психического развития разной степени тяжести» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Отечественными учеными-педагогами – И. А Коробейниковым и Н. В. Бабкиной была предложена типологическая дифференциация детей с ЗПР, согласно которой, каждому типу ЗПР отводится применение определенного подхода к организации образовательного процесса. Данная типология представлена на рисунке 3.
Рис. 3 –Типологическая дифференциация детей с ЗПР для целей организации педагогического процесса 10
Согласно представленным данным, можно судить о том, что I группа обучающихся с ЗПР имеет достаточный уровень когнитивного развития. Он позволяет включать таких детей в образовательное пространство стандартной школы. При этом система стимулирования процессов познания и обучения требуют коррекции по ходу обучения. Это требует инклюзивной организации образовательного пространства в учебном заведении. Особое внимание уделяется процессам целевого ориентирования деятельности обучающихся и формирования навыков ведения самостоятельной учебной работы.
Обучающиеся II-ой группы характеризуются ограниченностью когнитивного развития и низким уровнем мотивации образовательной деятельности и познания. Такие дети подлежат включению в образовательный процесс стандартной школы, но требуют особого подхода к ведению учебного процесса, снижению требований к их успеваемости. Среди особых образовательных потребностей обучающихся данной группы можно выделить необходимость внешнего контроля деятельности и оказание помощи в организации учебной работы. Процессы стимулирования познания и обучения, также, требуют регулярной реализации. Учащимся предлагаются особые алгоритмы выполнения учебных операций, заданий, которые они постепенно осваивают и начинают самостоятельно применять.
Обучающиеся III-ей группы характеризуются отсутствием когнитивного развития в принципе или его пребывания на самом низком уровне. Процесс обучения для данных учащихся должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить сопровождение деятельности учащихся педагогом, оказания поддержки в организации процесса обучения, непрерывной мотивации к учебной деятельности и ориентации на формировании навыков самостоятельной целеориентированной деятельности. Постепенно формируются навыки контроля своей деятельности и достижения ее целевых ориентиров. Но это является трудоемким и продолжительным процессом, от правильной организации которого во многом зависит его продуктивность.
Стоит обратить внимание на то, что выбор подхода в обучении реализуется в опоре на диагностирование уровня психофизического развития ребенка к моменту поступления в школу.
Особое внимание в настоящее время уделяется формированию инклюзивного образовательного пространства. Оно обеспечивает полноценное развитие учащихся с различными отклонениями, ограниченными возможностями и детей с нормальным уровнем развития.
Можно выделить несколько основных вариантов организации образовательного процесса для детей с ЗПР :
1) Организация инклюзивного образования обучающихся с ЗПР. Такая организация предполагает полноценное освоение учащимся с ЗПР основной образовательной программы на уровне учащихся с нормальным развитием. Здесь требуется непрерывное психолого- педагогическое сопровождение учащихся. Координация взаимоотношений в коллективе, работа с родителями или опекунами и проведение психологических тренингов с обучающимися.
2) Организация инклюзивного образования обучающихся с ЗПР, но с пролонгированными сроками освоения образовательных программ. Сроки прохождения каждого уровня обучения увеличиваются, но формируемые компетенции сохранены на уровне учащихся нормального развития.
3) Организация обучения в специальных образовательных учреждениях коррекционного типа. Такое обучение имеет свои стандарты и обеспечивает построение образовательного пространства специального типа. Учащиеся разбиваются на классы, исходя из уровня своего психо-эмоционального развития, особенностей позначательной сферы, работы мыслительных процессов. 10
В таблице 2 представлены общие требования к организации обучения, образовательного пространства для детей, имеющих задержку психического развития.
Таблица 2 – Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР 6
Таким образом, учащиеся с ЗПР имеют особые образовательные потребности, которые должны быть учтены при организации продуктивной образовательной деятельности в системе инклюзивного и коррекционного образования.