Папки-передвижки

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР)

Юлия Фенёва
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР)
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что основа для развития познавательного интереса закладывается у детей в дошкольном возрасте, в процессе специально организованной непосредственной образовательной деятельности и условий развития :

• Модель познавательного развития проектируется как цель образовательного процесса;

• Конструируется система эффективных методов развития;

Публикация «Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР)» размещена в разделах

• В содержании познавательной деятельности ребенка интегрируются ценности предмета, процесса и продукта познания.

В настоящее время феномен личностной культуры на всех этапах её развития отражает современные тенденции постарения педагогического процесса, определяется необходимостью культурологического подхода к его организации.

Как качество познавательной деятельности культура познания характеризуется единством сознательно поставленной цели, целесообразных способов, средств познания и результата, адекватно отражающего предмет познания. Как качество личности культура познания характеризуется познавательными потребностями и мотивами, личностными смыслами, эмоциональным отношением и способностью личности к произвольному управлению процессом познания.

В связи с изменением общих требований к образованию необходимо пересмотреть содержание и методы коррекционного образования, обеспечив переход к образовательной парадигме, ориентированной на познание.

Л. С. Выготский считал, что биологическое и культурное при развитии нормальных и отсталых детей сплавлены в высший синтез. Культура, по его мнению, видоизменяет природные данные. Если природные запасы бедны, то и культурные приемы поведения незначительны и бедны, а потому и сама возможность возникновения и достаточно полного развития высших форм поведения оказывается часто закрытой из-за бедности материала. В процессе культурного развития у ребенка происходит замещение одной функции другими, и это открывает совершенно новые возможности в развитии детей с проблемами.

Дошкольники с задержкой психического развития (ЗПР)- это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируются у них с запозданием и имеют качественное своеобразие. Для детей данной категории характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время и переключать его при смене деятельности. Им свойственна повышенная отвлекаемость, посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой ими деятельности и увеличивают число ошибок. Затруднена ориентировочно- исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов (умение применять обследовательские действия). В структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР особое место занимает нарушение памяти – ограниченный объем памяти и снижение ее прочности. Своеобразие отмечается и в развитии мыслительной деятельности, которое проявляется:

• в крайне низкой познавательной активности, в избежании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;

• в отсутствии потребности ставить перед собой цель, планировать свои действия;

• в несформированности умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.

Специалисты работающие с данной категорией детей, должны создавать специальную коррекционно- развивающую среду для стимуляции социального, познавательного, речевого и двигательного развития ребенка на базе дошкольного образовательного учреждения, способствовать созданию адекватных условий для развития и обучения ребенка дома. В психолого- педагогической работе с детьми с ЗПР целесообразно выбирать те формы обучения, которые могли бы максимально приблизить обучение к окружающей действительности, к взаимодействию с окружением в творческих видах деятельности и повышению мотивации ребенка к различным видам деятельности.

В практическую деятельность целесообразно включать задания по изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию, развитию речи и т. п., через самостоятельную и совместную деятельность приблизить обучение к окружающей действительности. Использование многообразия практической деятельности в значительной мере не только способствует включению детей в социум, но и раскрывает их творческий потенциал, развивает способности к волевым усилиям, личностной установке, к творчеству.

Говоря о развитии волевых способностей и мотивации к учению, следует вспомнить о принципе поэтапного формирования умственных действий (на основе теории П. Я. Гальперина). Становление умственных действий – сложный и длительный процесс. Выделяют следующие этапы формирования умственных действий.

1. Предварительная ориентировка в задании (представление о задании).

2. Выполнение действия во внешнем плане с предметами, с опорой на вспомогательные средства.

3. Выполнения действия в плане «громкой речи» (опора на проговаривание).

4. Перенос действия в умственный план, осуществление действия во внутреннем плане.

5. Автоматизация умственного действия.

Для формирования у детей с ЗПР умения планировать свою деятельность целесообразно использовать на начальных этапах «предметное расписание» : на стол выкладываются все необходимые для занятия пособия, дидактические игрушки, предметы для графических работ и т. п. После выполнения задания пособия убираются со стола; когда на столе ничего не остается, занятие является законченным. Данный прием помогает ребенку планировать свою деятельность, определять начало и весть процесс работы на занятии и то, что ещё необходимо сделать. С другой стороны, уже на начальном этапе ребенка необходимо учить выбирать задания, которое он будет выполнять. Введение инструкции выбора повышает активность ребенка, его интерес к занятию, делает процесс обучения более осознанным, развивает речь ребенка и умение общаться со своими сверстниками и взрослыми. В дальнейшем возможен переход к расписанию занятия в виде рисунков, картинок или фотографий. Переход от предметного к рисуночному расписанию предполагает умение ребенка узнавать изображения и соотносить его с реальным предметом. Как вариант на занятии можно использовать «лист- помощник», на котором ребенок может увидеть сразу все задания, которые необходимо выполнить, определить последовательность работы. У педагога есть возможность использовать «лист-помощник» как на занятии, так и в совместной деятельности с ребенком, так же часть заданий можно выполнить дома.

Библиографический список:

1. Адшова М. Ш. Особенности психомоторики детей с задерж-кой психического развития младшего школьного возраста //Дефек-тология. - 2008.- №4.

2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. - М. 2012.

3. Башаева Т. В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. - Ярославль, Академия развития, 2011.

4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : Пособие для учите-лей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. М. 2011.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая настольно-печатная игра «Математическое домино  «Грибочки» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая настольно-печатная игра «Математическое домино  «Грибочки» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая, настольно-печатная игра "Математическое домино - Грибочки" Цель: развитие умения понимать значение действий сложения.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Конспект познавательного занятия «День кинолога» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательного занятия «День кинолога» для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжить знакомить детей с профессиями. Задачи: • рассказать детям о профессии кинолога; • познакомить с особенностями этой профессии;.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Математическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Профессор Плюс»Математическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Профессор Плюс» Математика – наука сложная. В старшем дошкольном возрасте содержание знаний усложняется, и нам, воспитателям, приходится думать, как преподнести.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР)
Опубликовано: 31 декабря 2022 в 20:37
+111Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР)» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Фенёва (УИ 1398551) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД