Юлия Фенёва
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР)
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что основа для развития познавательного интереса закладывается у детей в дошкольном возрасте, в процессе специально организованной непосредственной образовательной деятельности и условий развития :
• Модель познавательного развития проектируется как цель образовательного процесса;
• Конструируется система эффективных методов развития;
Публикация «Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
• В содержании познавательной деятельности ребенка интегрируются ценности предмета, процесса и продукта познания.
В настоящее время феномен личностной культуры на всех этапах её развития отражает современные тенденции постарения педагогического процесса, определяется необходимостью культурологического подхода к его организации.
Как качество познавательной деятельности культура познания характеризуется единством сознательно поставленной цели, целесообразных способов, средств познания и результата, адекватно отражающего предмет познания. Как качество личности культура познания характеризуется познавательными потребностями и мотивами, личностными смыслами, эмоциональным отношением и способностью личности к произвольному управлению процессом познания.
В связи с изменением общих требований к образованию необходимо пересмотреть содержание и методы коррекционного образования, обеспечив переход к образовательной парадигме, ориентированной на познание.
Л. С. Выготский считал, что биологическое и культурное при развитии нормальных и отсталых детей сплавлены в высший синтез. Культура, по его мнению, видоизменяет природные данные. Если природные запасы бедны, то и культурные приемы поведения незначительны и бедны, а потому и сама возможность возникновения и достаточно полного развития высших форм поведения оказывается часто закрытой из-за бедности материала. В процессе культурного развития у ребенка происходит замещение одной функции другими, и это открывает совершенно новые возможности в развитии детей с проблемами.
Дошкольники с задержкой психического развития (ЗПР)- это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируются у них с запозданием и имеют качественное своеобразие. Для детей данной категории характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время и переключать его при смене деятельности. Им свойственна повышенная отвлекаемость, посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой ими деятельности и увеличивают число ошибок. Затруднена ориентировочно- исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов (умение применять обследовательские действия). В структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР особое место занимает нарушение памяти – ограниченный объем памяти и снижение ее прочности. Своеобразие отмечается и в развитии мыслительной деятельности, которое проявляется:
• в крайне низкой познавательной активности, в избежании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;
• в отсутствии потребности ставить перед собой цель, планировать свои действия;
• в несформированности умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.
Специалисты работающие с данной категорией детей, должны создавать специальную коррекционно- развивающую среду для стимуляции социального, познавательного, речевого и двигательного развития ребенка на базе дошкольного образовательного учреждения, способствовать созданию адекватных условий для развития и обучения ребенка дома. В психолого- педагогической работе с детьми с ЗПР целесообразно выбирать те формы обучения, которые могли бы максимально приблизить обучение к окружающей действительности, к взаимодействию с окружением в творческих видах деятельности и повышению мотивации ребенка к различным видам деятельности.
В практическую деятельность целесообразно включать задания по изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию, развитию речи и т. п., через самостоятельную и совместную деятельность приблизить обучение к окружающей действительности. Использование многообразия практической деятельности в значительной мере не только способствует включению детей в социум, но и раскрывает их творческий потенциал, развивает способности к волевым усилиям, личностной установке, к творчеству.
Говоря о развитии волевых способностей и мотивации к учению, следует вспомнить о принципе поэтапного формирования умственных действий (на основе теории П. Я. Гальперина). Становление умственных действий – сложный и длительный процесс. Выделяют следующие этапы формирования умственных действий.
1. Предварительная ориентировка в задании (представление о задании).
2. Выполнение действия во внешнем плане с предметами, с опорой на вспомогательные средства.
3. Выполнения действия в плане «громкой речи» (опора на проговаривание).
4. Перенос действия в умственный план, осуществление действия во внутреннем плане.
5. Автоматизация умственного действия.
Для формирования у детей с ЗПР умения планировать свою деятельность целесообразно использовать на начальных этапах «предметное расписание» : на стол выкладываются все необходимые для занятия пособия, дидактические игрушки, предметы для графических работ и т. п. После выполнения задания пособия убираются со стола; когда на столе ничего не остается, занятие является законченным. Данный прием помогает ребенку планировать свою деятельность, определять начало и весть процесс работы на занятии и то, что ещё необходимо сделать. С другой стороны, уже на начальном этапе ребенка необходимо учить выбирать задания, которое он будет выполнять. Введение инструкции выбора повышает активность ребенка, его интерес к занятию, делает процесс обучения более осознанным, развивает речь ребенка и умение общаться со своими сверстниками и взрослыми. В дальнейшем возможен переход к расписанию занятия в виде рисунков, картинок или фотографий. Переход от предметного к рисуночному расписанию предполагает умение ребенка узнавать изображения и соотносить его с реальным предметом. Как вариант на занятии можно использовать «лист- помощник», на котором ребенок может увидеть сразу все задания, которые необходимо выполнить, определить последовательность работы. У педагога есть возможность использовать «лист-помощник» как на занятии, так и в совместной деятельности с ребенком, так же часть заданий можно выполнить дома.
Библиографический список:
1. Адшова М. Ш. Особенности психомоторики детей с задерж-кой психического развития младшего школьного возраста //Дефек-тология. - 2008.- №4.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. - М. 2012.
3. Башаева Т. В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. - Ярославль, Академия развития, 2011.
4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : Пособие для учите-лей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. М. 2011.