Ольга Гусева
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Задачи мастер-класса :
Задачи мастер-класса :
- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
- Продемонстрировать опыты с бумагой, картоном, водой, которые можно использовать в экспериментальной деятельности детей.
- Заинтересовать педагогов в применении данной методики.
Оборудование: Катя (кукла, емкости для воды, пресная вода, подносы, 2 мандарина, салфетка, сахар, гуашь.
Ход МАСТЕР-КЛАССА
Свое выступление я хочу начать с пословицы: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать.
Дидактический смысл экспериментальной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, проявлять инициативу и творчество.
Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.
Опыт работы показывает: элементарная экспериментально – исследовательская деятельность доступна детям уже с раннего дошкольного возраста.
Дети с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства;
растения на участке, птиц, насекомых;
ловят ветерок, запускают самолетики;
превращают снег в воду, а прозрачную воду – в разноцветную.
Тематика и содержание экспериментов могут быть очень разнообразными.
В младших группах эксперименты короткие, простые. Их рассказывает и показывает воспитатель. Например, «Автобус». В течение дня мы с малышами в игре обследовали части автобуса, назначение этого вида транспорта, назначение колес. Проводили опыт: поедет ли автобус без одного колеса? и т. д.
В средней и старшей группе воспитатель уже может привлекать к опытам детей.
В старших группах эксперименты сложнее.
В подготовительной – уже дети сами могут экспериментировать.
Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
Сказка называется «Путешествие Кати в мир чудес».
Жила была девочка, Катя. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Катя услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Катя отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.
Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже всходило, и Катя увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Давайте вернёмся к китайской пословице, о которой я говорила в начале:
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.
Сейчас я рассказала, как провести с детьми опыт №1. Было ли вам интересно? Захотелось ли Вам, чтобы я его показала? Или, может быть, Вы сами захотели поэкспериментировать?
Так вот, здесь было задействовано только образное мышление. И это ошибка многих, когда мы рассказываем детям, а не показываем и не даём самим попробовать.
Опыт № 1 «Цветы лотоса»
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт №2 Дерево металл
Алиса захотела поближе рассмотреть, как распускаются эти прекрасные цветы, но так как она не умела плавать, ей надо было найти какой-то не тонущий в воде предмет и на нем подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам, она увидела кусок коры дерева, металлическую пластинку. С трудом опустив металлическую пластинку в воду, она с ужасом заметила, что она утонула. Следующую попытку она проделала с корой дерева и с удовлетворением отметила, что она плавает.
Плывя на коре дерева, она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Вывод: металл тяжелее дерева.
Опыт № 2 «Танцующая мандаринка»
Возьмите стакан со свежей газированной водой, и бросьте в нее дольку мандарина. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки воздуха, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что долька мандаринки всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и отяжелевшая мандаринка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет.
Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают мандаринку.
Но тут подул ветер, появились тучи и пошел дождь. Катя от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Катя решила идти дальше. Тут она увидела радугу
Опыт № 4 «Радуга в стакане»
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
Вывод: В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Катеньке так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Вывод: Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов.
Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае не устраивать фронтальный опрос, а предоставить детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.
Экспериментирование подталкивает детей выдвигать гипотезы, задавать проблемные вопросы, учит увидеть проблему.
Это только малая часть всех форм, которые можно применять в своей работе по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.