алехина ольга
План по самообразованию воспитателя подготовительной логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение
СОШ №24 Дошкольное отделение «Ласточка»
План по самообразованию
воспитателя подготовительной логопедической группы
Алехиной О. А.
г. о. Подольск
2020-2021 уч. год
«Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом» (подготовительная группа)
Актуальность темы
Темочки:
- Логопедическая работа. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Цель для педагога: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
-изучить и проанализировать педагогическую литературу по проблеме;
-разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год;
-изучить методические приемы при обучении детей пересказу;
разработать рекомендации для родителей и педагогов ДОУ;
-развитие свободного общения с взрослыми;
-совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
-учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения, развивать интонационную выразительность речи.
Цель для детей: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.
Задачи:
-развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни;
-учить соблюдать логику развития сюжета;
-совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, делать выводы;
-учить давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники, мотивированно оценивать поведение персонажей;
-учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения, развивать интонационную выразительность речи.
-учить составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями.
Время работы над темой: сентябрь 2020г – май 2021гг.
Источники самообразования :
-методическая литература,
-интернет ресурсы,
-обмен опытом на базе МОУ СОШ 24 ДО «Ласточка»,
-обмен опытом на МО воспитателей.
Результат работы:
-консультирование педагогов МОУ СОШ 24 ДО «Ласточка»;
-размещение методических разработок на педагогических сайтах;
-обобщение изученного материала.
Обоснование выбора темы: Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.
План работы
№ Задачи Формы и методы реализации Сроки
1. Планирование работы на учебный год
Определение темы самообразования.
Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.
сентябрь
2. Изучение информации из различных источников по теме самообразования Изучение методической литературы.
Обзор информации в интернете. Ознакомление с инновационными методиками по теме. Изучение психологопедагогических исследования проблемы обучения составлению рассказов и пересказов дошкольников. в течение года
3. Выявление особенностей нарушений при составлении рассказов и пересказов у старших дошкольников Диагностирование связной речи детей подготовительной группы. октябрь
4. Осуществление коррекционного воздействия на дошкольников, посещающих логопедические занятия. Внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс по развитию связной речи дошкольников с целью исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации дошкольников. в течение года
5. Обобщение педагогического опыта по теме
Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.
Оформление папок – передвижек для консультирования законных представителей дошкольников. Написание отчета о проделанной работе. Консультирование педагогов ДОУ по теме. в течение года
Изучение методической литературы
№ Вопросы для изучения
Сроки Литература
Формы отчетности
1. Программные требования к развитию связной речи дошкольников
сентябрь Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н. В. Нищева,2019;
Консультирование воспитателей
2. Методика формирования связной монологической речи дошкольников сентябрь
Развитие речи в детском саду (подготовительная к школе группа) В. В. Гербова, 2018; Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. – М. : Альфа,2019. Жукова Н. С. и др. логопедия.
Консультирование воспитателей
3. Лингвистические аспекты исследования, проблемы, составления рассказа и пересказа дошкольникам.
октябрь
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М. : Просвещение, 2015.
Консультирование родителей
4. Направления коррекционной работы по обучению составления рассказа и пересказа дошкольникам ноябрь Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. испр. и доп.. – М. : Просвещение, 2017
Колодяжная Т. П. Маркарян И. А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – М. УЦ Перспектива, 2019
Консультирование воспитателей
5. Образовательные технологии, используемые в обучении составления рассказа и пересказа дошкольниками.
декабрь январь Обучение дошкольников пересказу Лебедева Л. В. М. 2015
Изучение интернет ресурсов.
Оформление папки «Дополнительный материал»
6. Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования
февраль март
Смышляева Т. Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников /Т. Н. Смышляева, Е. Ю. Корчуганова // Логопед -№ 5 – С. 28
Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с ОНР Пищикова О. В. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Н. Малетина, Л Пономарева // Дошкольное воспитание. – 2017.- №6.
Оформление папки «Метод наглядного моделирования»
7. Содержание и методика обследования состояния связной речи дошкольников апрель май
Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования : метод. Пособие. - М. : Айриспресс, 2015
Обследования речи у детей. Под общей редакцией И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. Составитель Т. П. Бессонова. Выпуск 2. Москва. 2019
Оформление папки «Обследования состояния устной речи дошкольников»
Работа с детьми
Сроки Содержание деятельности
Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Октябрь Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов: «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову) «Осень» (по И. Соколову-Микитову) Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Ноябрь Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Декабрь Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста (О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Пересказ рассказа «Четыре художник. Зима» (по Г. Скребицкому).
Январь Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.
Февраль Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.
Март Работа над развитием речи с использованием интеллектуальных карт. Пересказ рассказа «Первая охота» (по В. Бьянки, «Домашний воробей» (по М. Богданову). Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
Апрель Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».
Май Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем: учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.
Работа с родителями
Сроки Содержание деятельности
Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме; составление библиографии.
Октябрь Консультация: «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».
Ноябрь Рекомендации «Обучение дошкольников пересказу». Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
Декабрь Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей.
Январь Работа с загадками. Составление книжек-малышек с загадками. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы.
Февраль Рекомендации: играть в дидактические, подвижные, театрализованные игры проходившие в предыдущие месяцы.
Март Консультация: «Интеллект – карта как средство развития связной речи у дошкольников».
Апрель Беседа «Связная речь».
Май Анкетирование родителей на тему «Готовность семьи к обучению ребенка в школе».
Работа с педагогами
Сроки Содержание деятельности
Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме.
Октябрь Протокол обследования состояния уровня связной речи (пересказ) детей подготовительной группы.
Ноябрь Познакомить педагогов с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей.
Декабрь Папка-передвижка «Алгоритм структуры занятия по обучению детей пересказу текста художественной литературы с опорой на графические схемы». Заучивание стихотворений.
Январь Сообщения: «Показатели развития связной речи», «Некоторые методические приемы, используемые при обучении детей пересказу».
Февраль Консультация для воспитателей «Методика обучения детей рассказыванию по картине».
Март Составление интеллект-карт по рассказам.
Апрель Открытый просмотр для воспитателей ДОУ.
Май Подготовить речевые игры на летний период для детей старшей группы.