Ирина Зубарева
План по самообразованию «Связанная речь в подготовительной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №166 «Ласточка»
на 2018–2019 учебный год
ПЛАН
по самообразованию
на тему:
«Связанная речь в
на 2018 – 2019 учебный год
Зубарева И. А.
Актуальность.
Публикация «План по самообразованию „Связанная речь в подготовительной группе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
К началу обучения в школе ребёнок должен овладеть всей системой родного языка, т. е к семи годам он должен обладать достаточным уровнем развития словаря, грамматического строя речи, фонетико — фонематической стороны языковой деятельности, связной диалогической и монологической речи.
Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка в овладению связной монологической речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, разделённых по функционально – смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Развитие связной речи реализовать через различные организационные формы работы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые, игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные и подвижные и т. д.) интегрированные занятии.
Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого развития ребёнка.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи: развитие свободного общения со взрослыми;
— совершенствовать диалогическую форму речи.
-развивать монологическую форму речи;
— учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
— учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
— развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
План по самообразованию на 2018-2019 уч. г.
Месяц Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь
Октябрь «Развитие связной речи в подготовительной группе» Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. Информационный стенд для родителей «Речь ребёнка как средства общения»
Ноябрь Развитие речи по средствам дидактических игр.
Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр.
Консультация для родителей на тему:
«Дидактическая игра как средство связанной речи».
Картотека дидактических игр для изучения с детьми
Деление опытом с коллегами.
Декабрь Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей дошкольного возраста Обучение детей внимательно слушать воспитателя; видеть и выделять положительные и отрицательные черты сказок и героев этих сказок; учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.
Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
Создание самодельной книжки детьми и воспитателем по произведению русских народных сказок.
Январь Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.
Предложить родителям картотеку игр на развитие связанной речи :
«Найди картинке место»
«Хорошо — плохо»
«Где начало рассказа?»
Февраль Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Беседы с родителями, какую важную роль в развитии связной речи играет рассказ детей из личного опыта, и как важно терпеливого и внимательно выслушивать ребёнка, когда он делится своими впечатлениями с вами.
Март Развитие связной речи через театральную деятельность. Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду, развитие творческой самостоятельности детей, развивать выразительность в речи; развивать творческие способности детей дошкольного возраста. Показ сказки для детей младшей группы.
«Гуси- лебеди»
Апрель Совместное творчество детей и родителей Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса, в передачи образа; Развитие речи эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
Семейный конкурс «Загадай загадку – нарисуй отгадку».
Май Подготовка к летней оздоровительной работе. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем – учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. Открытое занятие на тему «Семья»
Изучение методической и художественной литературы, а также интернет ресурсов по темам: «Лето», «Русские народные сказки»
Список использованной литературы:
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. 2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. речь; М. Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В. Козина И. В. Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М. Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М. ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. 1994.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ Сфера, 2007.
8. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.